Лучший педагог года

Консультация «Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР»

Татьяна Сидорова
Консультация «Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР»

Детский сад №347 посещают дети, страдающие ЗПР и тяжелыми нарушениями речи. Так же у детей отмечаются нарушения формирования ВПФ, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

1. Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

2. Нарушения внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

3. Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Публикация «Консультация „Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР“» размещена в разделах

4. Связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М.) Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Леон Лоренсо С)

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схематических рисунков, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание- мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

- наглядное моделирование облегчает детям с ЗПР овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает

запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения;

Цель проекта: развивать речемыслительную деятельность детей с использованием наглядного моделирования

Задачи проекта:

Социализация

- учить детей обращаться к педагогу за помощью;

- снять речевой негативизм, воспитывать потребность в речевом общении для лучшей адаптации;

Познание

- закреплять знания детей о ягодах;

-уточнять и обогащать словарь прилагательных, закреплять навык использования прилагательных, обозначающих различные признаки ягод,

Ягода (какая) красная, сладкая, круглая, лесная…

-учить правильно, согласовывать существительные и числительные, согласование в роде, числе и падеже,

- учить составлять описательные рассказы с опорой на схему;

- учить заучивать стихи, загадки с помощью мнемотаблицы;

- развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

Коммуникация

-обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

Тип педагогического проекта:

Практико-ориентированный (совместная деятельность с детьми)

Конечный продукт: конспект

Проектирование:

1. Формы работы :

- подбор литературы;

- написание конспекта занятия;

- рассматривание альбома с иллюстрациями ягод;

- подбор слайдов для рассматривания лесных и садовых ягод;

- подбор стихов, загадок

2. Среда: оформление помещений для реализации проекта

3. Методы и приемы:

- наглядные (рассматривание иллюстраций, пиктограмм, схем описания ягод (форма, цвет, запах, вкус)

- словесные

- практические (аппликация на тему Ягоды)

Вид проекта по сроку: краткосрочный, месячный

Этапы создания педагогического проекта:

1. Формулировка актуальной проблемы;

2. Формулировка цели проекта:

3. Задачи проекта (индивидуальные, групповые, междисциплинарные);

4. Проектирование (действий, среды, форм работы и т. д.);

5. Этапы и сроки реализации проекта (подготовительный, основной, обучающий, закрепляющий/ обобщающий, аналитический)

6. Мониторинг достижений;

7. Презентация конечного продукта;

8. Портфолио (рабочие материалы проекта);

Планируемые результаты:

Научить правильно воспроизводить материал, научить самостоятельно расшифровывать символы.

Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем, обогатить словарный запас, развить связную речь, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения.

Этапы реализации педагогического проекта

Этап реализации

проекта Срок реализации Деятельность дефектолога Деятельность детей и воспитателей

1 этап подготовительный

2 этап основной

3 этап обобщающий

4 этап аналитический

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя Определять и называть ягоды и их характерные признаки (цвет, форма) с опорой на условные обозначения; сравнение ягод по цвету, форме и месту, где они растут. Рассматривание таблиц. Чтение текста

Составление рассказа – описания про ягоды по последовательному картинному плану

Пересказ текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке

Рассказывание стихов с помощью мнемотаблиц

«Читать» и отгадывать загадки о ягодах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям

Проведение итогового занятия

Проведение анализа дефектологом Рассматривание иллюстраций ягод, беседа, подбор загадок, стихов, заучивание наизусть стихов, загадок

аппликация

При оценке выполнения задания учитываются следующие критерии:

- правильность выполнения задания;

- способ выполнения задания;

Каждое задание оценивается следующим образом:

3 балла – самостоятельно и правильно выполняют задания

2 балла - правильно выполняют задания с помощью педагога

1 балл – частично выполняют задания

0 баллов – неправильно выполняют задания

Публикации по теме:

«К нам на ветку, посмотри, прилетели снегири!» Наглядное пособие для работы с детьми«К нам на ветку, посмотри, прилетели снегири!» Наглядное пособие для работы с детьми Сидят на ветках снегири, Сияют, словно фонари. Их теплый, розоватый цвет- Как будто солнышка привет. Шапиро Т. Этих красивых, необычных.

Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возрастаТехническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ.Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ. Арт-терапия или, буквально, "терапия искусством". Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. В процессе творческой деятельности.

Логоритмика при работе с детьми с ТНРЛогоритмика при работе с детьми с ТНР Работая с детьми с ТНР мы, педагоги группы, заметили, что помимо нарушений речи, практически все дети имеют сложности с общей и мелкой моторикой.

Наглядное дидактическое пособиеНаглядное дидактическое пособие Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.

Наглядное пособие «Круглый год»Наглядное пособие «Круглый год» .

Использование ИКТ в работе с детьми При изучении проблемы подготовки дошкольника к школе особого внимания заслуживают компьютерные технологии в процессе развития познавательных.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками Сказкотерапия в работе с детьми дошкольникамиСказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра,.

Статья «Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Эссе «Мой подход в работе с детьми» Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР»
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 20:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД