МААМ-картинки

Нейрокррекционная и логоритмическая работа в системе семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников

Александра Полякова
Нейрокррекционная и логоритмическая работа в системе семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников

Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы, в том числе и на работу в системе коррекции заикающихся дошкольников.

Публикация «Нейрокррекционная и логоритмическая работа в системе семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников» размещена в разделах

На протяжении уже нескольких лет педагогими группы г. Таганрога успешно реализуется нейропсихологичский подход в работе с заиканием на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребенок».

Нейропсихологическая диагностика и коррекция заикающихся дошкольников направлена на :

Определение уровня несформированности высших функций,

выявление компенсаторных возможностей,

становление и развитие дефицитарных психологических процессов.

Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.

В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Закономерности процесса интериоризации – базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией.

В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция заикающихся дошкольников осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией А. Р. Лурии). Особое вниманиев работе с заиканием уделяется установлению межполушарного взаимодействия. Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.

Первый мозговой блок считается энергетическим, обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть. Снижение активности это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и двигательная активность минимальна. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания, что крайне благотворно сказывается в работе с заиканием. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия, которой в нашей группе занимаются не только педагоги, но и родители.

Информационный мозговой блок. Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Третий мозговой блок Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с заикающимися детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Межполушарное взаимодействие имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с заикающимся ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.

Релаксация в системе работы с проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием.

Занятие по логоритмике так же успешно реализуют нейропсихологический подход в условиях работы группы заикающихся дошкольников в детском саду.

В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:

• Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.

• Танец.

• Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.

• Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.

• Песня в сопровождении жестов.

• Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.

• Разучивание четверостиший с использованием движений.

Логопедическая гимнастика.

Особенности проведения нейропсихологической работы

Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения, и движения общей моторики.

Значение занятий

Как показывает многолетний опыт наблюдения, заикающиеся дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии ппереносят в самостоятельную деятельность. Игровые упражнения предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта.

При выраженных тяжелых нарушения речи,сочетающих в себе не только проблему запинок, развитие происходит очень медленно, работа может растянуться на несколько лет. В этих случаях, не прекращая занятий по формированию основных функций, нужно уделять внимание применению полученных навыков в жизни.

Публикации по теме:

Групповой фотоконкурс «Новогодние сюрпризы» для родителей и дошкольников средней группыГрупповой фотоконкурс «Новогодние сюрпризы» для родителей и дошкольников средней группы Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами интересным конкурсом, который стартовал перед самым Новым годом. Групповой фотоконкурс «НОВОГОДНИЕ.

Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2)Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с результатами группового конкурса «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…»,.

Групповой конкурс «Мой папа самый лучший» для родителей и дошкольников средней группыГрупповой конкурс «Мой папа самый лучший» для родителей и дошкольников средней группы Уважаемые коллеги, хочу рассказать Вам огрупповом конкурсе «МОЙ ПАПА САМЫЙ ЛУЧШИЙ!», который был организован для родителей и дошкольников.

Групповой конкурс «Оформление прогулочного участка для дошкольников»Групповой конкурс «Оформление прогулочного участка для дошкольников» Со 4-го по 26 мая 2016 года во второй младшей группе №1 «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Оформление.

Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета»Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» Уважаемые коллеги, сегодня хочу познакомить Вас с одной из форм работы с родителями, которую использовала в своей работе в истекшем 2016-2017.

Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» (часть 3)Групповой марафон для родителей и дошкольников средней группы «Семейная газета» (часть 3) Уважаемые коллеги, продолжаю и заканчиваю знакомить Вас с участникамиГруппового Марафона для родителей и дошкольников средней группы «СЕМЕЙНАЯ.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые»Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые» С 15 февраля по 16 марта 2018 года в нашей старшей группе №1 «Медвежата» для родителей был организован групповой конкурс «У мамы руки золотые…».Цель:.

Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ»Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ» С 23 марта по 8 апреля в нашей подготовительной группе "Медвежата" был организован групповой конкурс совместного творчества для родителей.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрокррекционная и логоритмическая работа в системе семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 08:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД