Лучший педагог года

Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда.

Светлана Панкратова
Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушениями речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Публикация «Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда,» размещена в разделах

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, АПИ-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др., но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального со-стояния детей.

Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.

ЦЕЛИ:

Нормализовать мышечный тонус.

- Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

- Народный опыт и исследования ученых (O.K. Либусь, М. А. Поваляева, Д. И. Шатенштейн) доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они вызывают у людей те или иные бессознательные желания, а потому могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением — через подсознание.

Д. И. Шатенштейн доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды — на 20%, жасмина — на 25, лимона — на 50% .

Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздействие (гармонизируют через аромалампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.

ОБОРУДОВАНИЕ

Ароматизационные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромаламле, нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с ее поверхности); аромамедальоны (можно использовать упаковку от «киндер-сюрпризов»).

Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.

• В связи с привыканием к запахам у человека постепенно снижается активность даже самых эффективных или любимых композиций. Поэтому не реже чем каждые месяц - полтора вносите хотя бы небольшие изменения в их состав.

• При применении эфирных масел помните об определенных противопоказаниях, внимательно читайте аннотации к препаратам.

• При выборе руководства по ароматерапии избегайте целителей, обещающих избавление от всех болезней и умалчивающих о противопоказаниях и возможных осложнениях.

Вероятное положительное влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел Гераниевое — снимает стресс и состояние тревоги.

Лавандовое — снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

Мятное — повышает настроение.

Ромашковое (аптечная, римская ромашка) — успокаивает, способствует запоминанию.

Розмариновое — улучшает память, действует расслабляюще.

Эвкалиптовое — устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.

Масло чайного дерева — эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникерство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.

Пихтовое — устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.

Кедровое — устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.

Хромотерапия (цветотерпаия, светотерапия)

ЦЕЛИ:

• Нормализовать мышечный тонус.

• Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают (В. М. Бехтерев, В. А. Скумин). Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие цвета на организм ребенка:

Синий, голубой - успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый - успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников

воспитанников можно использовать эти цвета.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещение, а создает мягкий свет определенной цветовой гаммы).

Су-джок терапия.

ЦЕЛИ:

• Нормализовать мышечный тонус.

• Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" (воспитатель О. В. Кошкарова) МБДОУ «Детский сад №252» комбинированного вида.

Формы, методы, приёмы и системность в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС Обмен опытом работы на тему: «Формы, методы, приёмы и системность в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

Фотоотчёт «Нетрадиционные методы оздоровления детей в детском саду»Фотоотчёт «Нетрадиционные методы оздоровления детей в детском саду» Наш детский сад работает как учреждение с приоритетным осуществлением физкультурно - оздоровительного направления. В группе есть укомплектованный.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Нетрадиционные методы использование деталей игры ЛегоНетрадиционные методы использование деталей игры Лего Хочу поделиться способом необычного использования деталей игры –лего, хотя основное назначение собирать и конструировать я не нарушаю. Так.

Нетрадиционные методы оздоровления Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер,.

Нетрадиционные методы работы с семьёй «Солнце моё» или «Калейдоскоп» В работе с родителями использую нетрадиционные формы работы, внедряя информационно-коммуникативные технологии.

Применение элементов песочной терапии на занятиях логопеда В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Рисование. Нетрадиционные методы.Рисование. Нетрадиционные методы. Нетрадиционное рисование очень интересное,весёлое и занимательное для детишек занятие! Есть очень много методов нетрадиционного рисования,но.

Способы и методы терапии страха Рассматривая страх, как разновидность аномального поведения человека, требующего вмешательства с целью коррекции или терапии, нужно сказать,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы терапии в работе логопеда.
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 10:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД