МААМ-картинки

НОД «Путешествие в Простоквашино» (Автоматизация звуков [р], [р’]). (10 фото)

Евгения Криволевич
НОД «Путешествие в Простоквашино» (Автоматизация звуков [р], [р’]).

Тема: «Путешествие в Простоквашино».

(Автоматизация звуков [р] – [р']).

Цели:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление правильного произношения звуков [р] – [р']в слогах, словах и фразах. Уточнение правильной артикуляции и характеристики данных звуков.

2. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком. Определять позицию звука в слове.

3. Закрепление понятий «звук», «буква».

4. Совершенствование грамматического строя речи. Учить употреблять существительные в форме творительного и дательного падежей.

Публикация «НОД „Путешествие в Простоквашино“ (Автоматизация звуков [р], [р’]),» размещена в разделах

5. Упражнять в словообразовании (образование относительных прилагательных).

5. Обучение звукобуквенному анализу и синтезу.

6. Учить понимать значение пословиц.

II. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие высших мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления.

III. Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: Постановка и автоматизация звуков [р] – [р'] на индивидуальных занятиях, заучивание стихотворения для подвижной игры «Электричка», просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».

Оборудование:

Предметные картинки слов со звуками [р]-[р'], магнитная доска, графические символы для составления характеристики звуков, пуговицы, камешки, крышки от пластиковых бутылочек, веревочки - для выкладывания буквы Р, три корзины с символами слогов, муляжи овощей, пять мешочков с крупами (гречка, горох, рис, кукуруза, фасоль, объемные буквы с магнитной азбуки, табличка в виде дорожного знака «Деревня Простоквашино», звуковые решетки (для определения места звука в слове, символы для составления звуковой схемы слов (зеленые и желтые прямоугольники, красные, синие и зеленые кружочки, компьютер, проектор, экран.

Словарная работа:

Актив: звук, буква, слог, слово, предложение, звонкий согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук, вибрировать, бескозырка, фоторужье, гречневый, рисовый, кукурузный, гороховый.

Обогащение: амбар, погреб.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Л. – Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас! Давайте поздороваемся и улыбнемся им!

Д. – Здравствуйте!

2. Знакомство с темой.

Л. – Ребята, нам пришло видеописьмо!

(На экран, с помощью проектора, выводится изображение почтальона Печкина.)

Печкин - Я почтальон Печкин из Простоквашино. Спешу вам сообщить, что у нас беда. Из названия нашей деревни пропала наша любимая буква. Теперь она называется Постоквашино. Помогите нам найти пропавшую букву!

Л. – А что такое буква?

Д. – Буква - это то, что мы пишем и видим. Буквы это «нарисованные» следы звуков.

Л. - Вы не догадались, какая буква потерялась?

Д. –Буква Р.

Л. – А какие звуки обозначает эта буква?

Д. – Звуки [р] – [р'].

Л. – Предлагаю вам помочь друзьям из Простоквашино, а заодно вспомнить все, что мы знаем об этих звуках.

3. Развитие фонематического слуха.

Л. – Ребята, мы не можем отправиться в гости без подарков. Сейчас вы будете их выбирать, но нам нужны подарки только со звуками [р] – [р']. Готовы? В выбранных словах укажите место звуков [р] – [р'], с помощью звуковых решеток.

(На доске звуковая решетка, круги зеленого и синего цвета. Дети определяют место звука в слове и ставят круг нужного цвета в одну из трех ячеек решетки).

НОД «Путешествие в Простоквашино» (Автоматизация звуков [р], [р’]).
Фото «Путешествие в Простоквашино»

лова для игры: цветы, гитара, конфеты, сахар, газета, самовар, лыжи, ранец, удочка, сухари, лодка, журнал «Мурзилка», костюм, фоторужье, бескозырка.

(На экран выводятся изображения выбранных подарков).

Л. - Молодцы, подарки выбрали правильно! Теперь можно ехать!

4. Уточнение артикуляции и характеристика звуков [р] – [р'].

Л. – Как вы думаете, на чем можно поехать в Простоквашино?

Д. – Можно поехать на машине. (На автобусе, на велосипеде, на электричке, и т. д.)

Л. – Думаю, что удобнее и быстрее будет ехать на электричке. Но для этого нам нужны билеты. А чтобы получить их предлагаю вам рассказать о звуках [р] – [р'].

(Дети на магнитной доске с помощью символов дают характеристику звукам, комментируя свои действия).

Д. – Звук [р] – Губки свободны, зубки не соприкасаются, звук-согласный, потому, что его нельзя спеть, в ротике образуется преграда, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; звук твердый (вывешивают на доску синий кружок, горлышко «работает», значит звук звонкий (вывешивают на доску колокольчик).

Л. – Покажите, как рычит большая собака?

Д. – Р-р-р-р-…

Звук [р'] – Губки слегка растянуты, зубки не соприкасаются, звук согласный, потому, что его нельзя спеть, мягкий (вывешивают зеленый кружок, звонкий (вывешивают колокольчик).

Л. – Покажите, как рычит маленькая собачка?

Д. – Рь-рь-рь-рь-…

(За каждый правильный ответ каждый ребенок получает «билет»-фишку на электричку).

Л. – Молодцы! В путь!

5. Динамическая пауза (речь с движением) «Электричка»

Электричка, электричка,

Загудела громко: «У-У-У»

Приготовьтесь – подъезжаю, У платформы торможу. Заходите все, друзья,

Повезу вас в гости я». «Тук-тук-тук» -

Стучат колеса,

В электричке едем мы. Ждут давно нас лес и горы,

Рыбы, ягоды, грибы. Приготовьтесь – подъезжаю, У платформы торможу.

Выходите все друзья,

Привезла вас в гости я"

(Н. М. Быкова)

6. Совершенствование грамматического строя речи.

Л. – Ну вот, кажется, мы приехали. Посмотрите, кто нас встречает! С кем мы поздороваемся и кому что подарим?

(На экране появляются: кот Матроскин, собака Шарик, корова Мурка и теленок Гаврюша, дядя Федор)

НОД  (Автоматизация звуков [р], [р’]). - фото

Д. - Мы поздороваемся с дядей Федором и подарим ему журнал «Мурзилку» и ранец. Мы поздороваемся с котом Матроскиным и подарим ему самовар и гитару. Мы поздороваемся с собакой Шариком и подарим ему фоторужье. Мы поздороваемся с коровой Муркой и теленком Гаврюшей и подарим им сахар и сухари. Мы поздороваемся с почтальоном Игорем Ивановичем и подарим ему бескозырку.

7. Закрепление понятий «звук», «буква». Профилактика дисграфии. Развитие мелкой моторики.

Л. – Ребята, а что же нам предстоит найти? Какой след на бумаге оставляют звуки [р] – [р']? Давайте покажем жителям деревни!

Дети проходят за столы, выкладывают из камней, бусин, крышек от бутылочек, веревочек букву Р.

Фото №1 Тема Путешествие в Простоквашино

Л. – Вы справились с заданием! Теперь Простоквашинцы знают, что мы будем искать.

8. Совершенствование навыка звукослогового анализа и синтеза.

Л. – Дядя Федор предлагает нам поискать букву Р в амбаре. Кто знает, что это такое?

(Если дети затрудняются дать объяснение этому слову, значение его поясняет педагог. На экран выводится фотография амбара).

Л. - Посмотрите, сколько там разных мешочков!

(На стол выставляются четыре мешочка, в каждом из которых крупа. Опускают руки в мешочек, называют крупу, находят букву, из получившихся букв, складывают слово – «кукуруза», составляют схему слова, в пятом мешочке – подсказка кукуруза).

Фото №2 Автоматизация звуков р р Фото №3 Коррекционно образовательные

. - У меня гречка. Гречневая крупа. Я нашел букву «К». И т. д.

Фото №4 Закрепление правильного произношения звуков р р в слогах словах и фразах

9. Развитие мышления, на основе игры «Четвертый лишний». Совершенствование навыка деления слов на слоги. Дифференциация звуков [р] – [р'].

Л. – Собака Шарик, предлагает посмотреть в погребе.

«Спускаемся» по лесенке в погреб.

(На экране фотография погреба, затем появляется лестница со ступеньками – слогами: РА – РО – РУ – РЫ – АР – ОР – УР – ЫР)

Л. - Сколько запасов овощей здесь хранится!

(На экране цепочка фотографий)

Игра «Четвертый лишний» Слова для игры: Картофель, помидоры, морковь, перец. Репа, редиска, огурец, горох.

Д. – Лишнее слово горох, потому что в нем твердый звук [р], а в остальных словах он мягкий. Лишнее слово перец, потому что в нем звук [р'] – мягкий. А в других словах он твердый.

Фото №5 Уточнение правильной артикуляции и характеристики данных звуков

Л. –Теперь нам нужно разложить овощи по корзинам. Какой овощ попадет, в какую корзину будет зависеть от того, сколько слогов в названии этого овоща.

(Дети раскладывают муляжи овощей по корзинам).

10. Совершенствование навыка чтения. Работа над пониманием смысла пословицы.

Л. – Кот Матроскин предлагает заглянуть на чердак. «Поднимаемся по лесенке» на чердак.

(На экране фотография чердака, лестница из слогов РЯ – РЕ – РИ – РЮ).

Л. – Сколько здесь паутины! Посмотрите, здесь что-то написано. Давайте прочитаем. Что вы прочитали? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Сколько слов в предложении?

(На изображении паутины предложение: «Доброму везде добро».)

Фото №6 Формирование умения подбирать слова с заданным звуком

Л. – Посмотрите, что-то еще спрятал паучок в своей паутине.

(Достают из-под паутины две буквы Р – синего и зеленого цветов.)

Л. – Кажется это потерявшиеся буквы. Давайте вернем их на свое место.

(Вставляют буквы в табличку «Деревня Простоквашино»)

Фото №7 Определять позицию звука в слове

11. Итог занятия.

Л. – Какие вы у меня молодцы! Как вы хорошо поработали, помогли Простоквашинцам. Показали, сколько вы знаете и умеете. Ну, нам пора возвращаться в детский сад.

(На экране появляется Шарик с фоторужьем)

Шарик. – Ребята, а можно я вас из фоторужья на память сфотографирую?

(Дети «фотографируются». Прощаются с Простоквашинцами и с гостями).

Прикреплённые файлы:

Автор публикации:
НОД «Путешествие в Простоквашино» (Автоматизация звуков [р], [р’]).
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 19:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД