Папки-передвижки

Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг

Ольга Фаст
Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг

Самообразование

Воспитатель 1 категории Фаст О. В.

ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный

Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ – сторителлинг.

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

Публикация «Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг» размещена в разделах

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Цели и задачи сторителлинга в образовательной деятельности

Цели: сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи: *обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; *систематизировать и донести информацию; *обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; *наглядно мотивировать поступки героев; *сформировать желание общаться.

Актуальность интерактивного метода сторителлинг

*разнообразить образовательную деятельность с детьми; *заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; *научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; *обогатить устную речь дошкольников; *облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка с ОВЗ, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию. История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ

Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.

Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) аргументация рестейтмент (вывод).

Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.

Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.

Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

Как выбрать хорошую историю

Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю (по-английски sticky, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.

Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой - хороший», «черное - белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.

Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории: *внешний – сослаться на мнение других: детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т. п. ; *внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

Также хорошей можно назвать историю, если: *ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами; *дети могут самостоятельно ее пересказать; *ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям с отклонениями в развитии;

*воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

Как построить образовательную деятельность

Педагоги, ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный, применяют метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют театрализованную деятельность.

Основные принципы дошкольного образования. «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы». М. Монтессори.

ПРОЕКТ: «Сторителлинг + театрализованные игры с детьми с ОВЗ». Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется - играя, а в ИГРЕ он познает МИР!

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: *Развивать речь, воображение, моторику, двигательную координацию. *Последовательно и ненавязчиво знакомить детей с различными видами театра. *Совершенствовать артистические навыки детей с ОВЗ, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях. *Формировать интерес детей с ОВЗ к театральным играм.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: * Активизация речи ребенка. *Коррекция застенчивости у ребенка с ОВЗ; *Формировать и совершенствовать речевые способности и умения детей;

*Развивать коммуникативные навыки; *Развивать мимику, выразительные движения, интонационную выразительность речи; *Создавать условия для взаимодействия (родители-педагоги-дети) по организации театрализованной деятельности.

СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ, ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ Формы реализации проекта. Совместная деятельность воспитателя и детей: развлечения и праздники;

Основные принципы:

учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; максимальная реализация творческих возможностей ребенка с ОВЗ;

Этапы выполнения проекта:

Подготовительный этап: *выбрать проблему актуальную для детей; *подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме; *подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; *составить перспективный план мероприятий.

Этапы выполнения проекта:

Практический этап

Проектный этап

Этапы выполнения проекта:

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Ситуации – иллюстрации (сценки из сказок, историй, с использованием кукольного театра).

Задачи: Развивать диалогическую речь. Пробуждать интерес к речевому общению со сверстниками. Использовать средства выразительности (мимику, движения, темп речи).

Режиссерские игры Задачи: Формировать общие речевые навыки. Учить самостоятельно распределять роли. Использовать в игре сопутствующие атрибуты.

Цикл занятий: «Знакомство с театром». Задачи: Знакомство детей с видами театра. Развивать навыки поведения в общественных местах. Закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать умение слушать.

Театрально-игровая деятельность Задачи: Развитие культуры речи. Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечного напряжения. Развитие сценического мастерства, мимики, пантомимики, жестов.

1-й этап знакомства детей с кукольным театром. ТЕАТР КАРТИНОК (фланелеграф). Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, они выкладывают героев на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и бумажные фигурки - героев сказок. 2-й этап знакомства детей с кукольным театром ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР Пальчиковые игры представляют замечательную возможность не только играть, но и развивать мелкую моторику. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми или в компании сверстников, ребенок овладевает навыками общения, разыгрывает различные жизненные ситуации с куклами, развивающими воображение ребенка.

3-й этап знакомство детей с кукольным театром ТЕАТР БИ – БА – БО! В этом театре работает уже вся рука! При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается кукловод. 4-й этап знакомства детей с кукольным театром. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Игрушки для такого театра должны быть небольшие и лёгкие, чтобы их можно было удержать ребёнку в руках, и желательно устойчивые, чтобы ребёнок мог спокойно менять героев и декорации сценки. Практический этап

Этапы выполнения проекта: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: По организации кукольного театра на дому и посещение профессиональных детских театров.

«ПОИГРАЙТЕ С РЕБЯТАМИ В СКАЗКУ!» (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗГОТОВЛЕНИИ АТРИБУТОВ И В КАЧЕСТВЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ,

Финальный этап: ТЕАТР МАСОК – каждый ребёнок берет на себя роль определенного героя и находится в ОБРАЗЕ – МАСКЕ. Он уже научился осознавать себя – как герой, с соответствующими ему повадками, он управляет своим телом и не зажимается (особенно руки, которые всегда видны, он уже управляет ими как и в пальчиковом театре). Он располагает себя на сцене в определенных мизансценах – как в театре на столе (зная, что стоять лицом надо к зрителю – не перекрывать другого персонажа). Он знает, что есть порядок появления героев (театр картинок). Он ведет диалог с другим героем по тексту, понимая, что от этого зависит развитие сюжета и он осознает, как это приблизительно выглядит со стороны.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Социализация ребенка с ОВЗ; Повышение уровня самооценки ребенка с ОВЗ; Художественно-эстетическое развитие детей с ОВЗ; Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка с ОВЗ; Повышение уровня развития речи у детей с ОВЗ; Приобщение к произведениям художественной литературы.

Публикации по теме:

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное.

Доклад «Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми» В нашем дошкольном учреждении ведется работа по пескотерапии. Для игр с песком в нашей группе имеется световой стол и (СЛАЙД № 2)оформлена.

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Введение 1.3.

Преемственность коррекционно-развивающей работы педагогов-психологов ДОУ и ОУ с детьми ОВЗ Преемственность в работе детского сада «Мечта» и 24-й школы в рамках психологической службы осуществляется с сентября 2015 г. (около 1,5.

Проект «Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению их здоровья» Описание проекта: Пояснительная записка. Воспитание здоровых, активных, творческих детей – приоритетное направление деятельности всего.

Экспериментально-творческий проект для работы с детьми с ОВЗ «Вода» Проект «Вода» Составитель: воспитатель стационарного отделения Гетманчук О. Н. 2017 год Вид проекта: экспериментально- творческий.

Разные формы коррекционной работы с детьми ОВЗ Изменения в экологической обстановке земного шара привели к увеличению детей с ОВЗ. Эти проблемы дают о себе знать с самого раннего детства.

Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий Мастер- класс проводила: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп Гладких Наталья Борисовна Место проведения: Курсы повышения.

Участие в межмуниципальном семинаре с представлением практического опыта работы с детьми с ОВЗ.Участие в межмуниципальном семинаре с представлением практического опыта работы с детьми с ОВЗ. Мое личное участие в межмуниципальном семинаре «Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 15:34
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД