Нравственное воспитание средствами анализа художественных произведений

Ангелина Галиуллина
Нравственное воспитание средствами анализа художественных произведений

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном возрастном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Наиболее точным и истинным способом нравственного воспитания и всестороннего развития дошкольника является чтение и анализ художественных произведений.

Художественная литература – одно из важнейших средств нравственного воспитания и всестороннего гармонического развития личности и является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дошкольники при чтении и анализе художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. На примерах простых, доступных рассказов малыши учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. Воспитанники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности. Используя художественные произведения, взрослые могут формировать нравственные чувства дошкольников, нормы нравственного поведения, воспитывать эстетическое восприятие и эстетические чувства.

Цель работы по образовательной области «Чтение художественной литературы» в дошкольном учреждении – формирование нравственных качеств ребенка, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживанию.

Работая с детьми 4-6 лет при развитии психических способностей ребенка и нравственного воспитания, я использую литературу автора Г. Н. Жучкова. Так как короткие рассказы позволяют формировать у дошкольников нравственные представления, в процессе анализа дети высказывают свою точку зрения.

Анализируя рассказ «Грубость и драка» дети отмечают отрицательные и положительные черты характера героев. Рассуждают как можно было поступить в данной ситуации, отображают поведение героев при инсценировки рассказа.

В рассказе «Жадность» - главная героиня мышка, «захотела золотые рожки олененка». Мышка уговаривала оленя, дразнила его, хитрила, добиваясь разными способами, чтобы получить рожки. Олененок не потерпел такие оскорбления и отдал свои золотые рожки мышке, когда мышка добилась своего, стала хвастать перед своими «серыми подружками», вдруг из-за кустов выпрыгнул кот, «мышка не смогла спрятаться в норку, ей помешали рожки». В процессе анализа рассказа дети отвечали на вопросы: что же случилось? Как повела себя мышка? Нужны ли мышке золотые рожки? Почему они ей не нужны? (ответы были разнообразны, но в конце анализа выяснилось что мышка, жадная и хвастливая, что привело ее к гибели. На примере героев «Мышки и олененка» дети учатся различать черты характера, давать нравственную оценку происходящего.

«Злой язычок» в этом рассказе главный герой мишка, все лесные жители проходя мимо, приветствовали его, улыбались ему, а в ответ мишка издавал устрашающий крик. Мимо летела пчела, мед собирала, поздоровалась с мишкой, а он ей отвечает криком да язык показывает, рассердилась пчела и укусила мишку прямо в язык. Заревел мишка! Беседуя, дети рассуждали, отвечая на вопросы: Как же быть? Будут ли теперь играть с ним звери? Как себя чувствовали лесные звери? Дети высказывали свое мнение о нормах поведения в обществе, при этом сочувствуя медведю, понимая, что он не прав.

Рассказ «Шаловливые игры» в процессе анализа прочитанного учила детей искать выход из конфликтных ситуаций. Знакомясь с рассказом «Сережа и щенок» мы говорили о том, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.

Эмоционально верно воспринятый рассказ или сказка вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает его личность.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений во время непосредственной образовательной деятельности:

- развивает психические способности ребенка,

- расширяет и углубляет кругозор, обогащает знания и эмоции ребенка;

- служит средством воспитательного воздействия на воспитанников;

- способствует обогащению и развитию языка воспитанников.

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания детей, способствует пополнению жизненного опыта, формируя нравственную культуру ребенка. Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принять, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Публикации по теме:

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Осень
Автор публикации:
Нравственное воспитание средствами анализа художественных произведений
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 13:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...