Лучший педагог года

О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития

Светлана Попова
О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития

Развитие коммуникативных умений у детей с речевыми проблемами в разных видах деятельности

«Дефицит общения в дошкольном возрасте

накладывает роковую печать на

последующую судьбу личности» В. В. Давыдов

Формирование коммуникативных умений имеет свои закономерности, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей. В нашем ДОУ воспитываются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети в силу своих особенностей не стремятся, а иногда не могут общаться. Это объясняется следующими причинами:

- бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

Публикация «О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

- неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи;

- низкая подражательная деятельность;

- неустойчивость внимания;

- сниженный уровень мотивации;

- повышенная психическая утомляемость.

У детей с ЗПР без специального обучения не развивается возможность регулиро-вать свою деятельность с помощью собственной речи.

Поэтому главным направлением нашей работы является:

- коррекция речевых нарушений,

- развитие речи, а через речевое общение развитие коммуникативной компетенции с целью социализации детей и улучшения условий жизнедеятельности в целом.

Овладение коммуникативными умениями осуществляется в процессе организации совместно с учителем-логопедом и др. специалистами ДОУ:

- познавательной;

- двигательной;

- игровой;

- трудовой;

- музыкально-художественной и др. видов детской деятельности, опосредствован-ных словом в общении с взрослыми и детьми.

Утренний сбор как способ организации речевого общения детей. 1 этап

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором вместе с детьми выражаем чувства радости от встречи. Под нежный звук колокольчика дети собираются в круг и произносят слова приветствия, передавая мяч друг другу с обращением: «Доброе утро, Рита, мы рады, что ты сегодня к нам пришла!»

Игровое упражнение «Подари хорошее настроение»

«Ничего не покупаю,

ничего не продаю,

Я улыбки собираю,

Я улыбки раздаю!»

Дети улыбаются друг другу, имитируют движение раздачи «улыбок из корзины»

2 этап: «Добрые дела»

Дети рассказывают какие добрые дела им удалось сделать (помогал дома маме, убирал игрушки и т. д.)

3 этап: «Ежедневные новости»

Сообщение детям, чем интересным они сегодня будут заниматься. В ходе утрен-него сбора дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима дня – формируется положительный настрой на весь день.

Для совершенствования игрового общения, в рамках которого развиваются ком-муникативные умения, мы используем игровое пособие «Речевой куб».

Пособие представляет собой кубы разного размера. Каждый куб имеет свое назва-ние. Например: «Зарядка для языка».

К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение.

Педагог читает, а ребенок выполняет упражнение, находя соответствующий сиг-нальный рисунок «Хоботок», «Змейка» и др.

Речевой куб «образуй словечко»

С помощью сюжетных картинок (мальчик подходит, выходит, переходит и т. д.) ребенок переворачивает куб, называет новые слова и словоформы глагола.

Речевой куб «Сочиняйка»

Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие используется для пересказа, выбороч-ного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей служат в качестве наглядного плана.

Самостоятельно дети играют с кубом, закрепляя полученные знания.

Играя, подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Например: «Расскажи о фруктах».

Использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, соз-дать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совер-шенствовать свои речевые навыки.

Лего-центр

Использование «Лего» помогает решить проблемы развития речевой активности детей, освоения ими речетворческой деятельности. Дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности. Игры на основе конструкто-ра позволяют выработать социальные навыки, объяснять свои действия.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит налету»

К. Д. Ушинский

Поэтому в своей работе по развитию связной речи используем мнемотаблицы, картинографические схемы.

Использование мнемотаблиц в театральной деятельности

Сказка «Теремок»

1. Предлагается детям угадать какая сказка спряталась

2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

3. Перекодирование информации (это дом и т. д.)

4. Пересказ сказки с опорой на символы.

Пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображения главных героев.

Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

Мнемотаблицы цветные, так у детей быстрее остаются отдельные образы.

-Каждый ребенок выбирает себе роль понравившегося героя (кем, он хочет быть);

-Вспоминают слова и действия своих героев. Слова-роли каждый ребенок повторяет с педагогом;

- Надевают шапочки-маски и инсценируют сказку.

Театрализованная деятельность с использованием мнемотаблиц готовит детей к раз-вернутому, связному и последовательному изложению мыслей. Совершенствуется умение подражать.

Художественно-продуктивная деятельность

Для развития диалогической речи, стимулирования вопросительно-познавательной формы речевого взаимодействия используем работу с закрытой картинкой (или со спря-танным предметом).

Этот вид работы эффективен при обучении умению задавать и отвечать на вопросы, в ситуации когда дети не видят картинку или предмет их речь, обращенная к педагогу, оказывается мотивированной и дети постигают основную коммуникативную сущность вопроса, как одного из главных компонентов речевого общения.

Работа по закрытой картинке. Рисование персонажа к сказке «Теремок»

1. Картинка спрятана за ширмой

2. Беседа ведется, чтобы узнать вид спрятанного (цвет, величина, характер и др.)

«Спросите меня о персонаже, нарисованном на картинке.

- Он большой? Нет

- Он серый? Нет

- Он злой? Нет

- Он рычит? Нет

- Он зеленый? Да

- Он маленький? Да

- Это лягушонок? да

Отгаданный персонаж предлагается детям нарисовать карандашами, мелками, выбрав нужный цвет, на весь лист, нанося в разных направлениях штрихи.

Используем нетрадиционные способы рисования, как фактор поддержания мотивации успешности, и удержание внимания.

Совместно с педагогом вырезается силуэт лягушки, приклеивается, дорисовываются нужные детали.

Из за ширмы достается спрятанная картинка и дети сравнивают правильно ли они уга-дали и нарисовали.

Работа с закрытой картинкой. Пластилинография к сказке «Теремок»

При работе с сюжетной картинкой для запоминания ее содержания мы используем сигналы. В беседе дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажа из сказки.

Совместно с педагогом с помощью сигналов (круги, квадраты) описывают картинку.

В левом верхнем углу квадрат коричневого цвета (теремок, посередине зеленый круг (лягушонок, справа маленький белый овал (зайчик) и т. д.

Глядя на схему, дети выкладывают готовые силуэты зверей, приклеивают, затем наносят маленькие комочки пластилина на силуэты.

Спрятанную картинку открывают, и дети сравнивают, анализируют, обобщают.

Спросите меня: кто изображен на картинке? Где расположен Теремок? Где сидит зайчик? После того как несколько детей повторяют вопрос педагог отвечает на него, а за-тем предлагает повторить свой ответ. Так дети овладевают вопросно-ответной формой речи.

Телестудия

Позволяет развивать все стороны речи, используя схемы-описания событий, разра-ботанные педагогом, дети выступают в роли дикторов телевидения.

Рубрика «У сороки на хвосте»

Дикторы-дети освещают события, происходящие в группе:

-ходили в медицинский кабинет,

-знакомились с работой медсестры,

-играли в больницу.

Рубрика «Пусть бегут неуклюже»

Дети-дикторы поздравляют сверстников, сотрудников ДОУ, родителей с праздни-ками.

Рубрика «В гостях у светофора»

(азбука безопасности)

Дети-дикторы рассказывают, как перейти проезжую часть дороги (например).

Рубрика «Нам хорошо вместе»

Дети-дикторы рассказывают, что дети делали друг для друга.

Ваня читал Марку сказку.

Рома загадывал желание для Риты.

Рубрика «Мы любим трудиться»

Дети-дикторы рассказывают о трудовых поручениях.

Рита и Рома красиво сервировали стол к обеду.

Артем помогал поливать цветы.

Телемост

В работе телестудии продумана обратная связь - диалог с группой через телемост.

Видя свое изображение на экране, дети с охотой поясняют, что они делали, чем за-нимались. Диктор спрашивает:

-Рита, что ты делала?

-Готовила для Марка обед.

Итог

Для детей с речевыми нарушениями коммуникативная деятельность является важ-нейшим фактором психического развития. Для полноценного развития коммуникативных умений у детей необходимы неограниченные возможности их общения друг с другом, создание речевой среды, стимулирующей речевую активность, а также правильная, целе-направленная организация разных видов деятельности, которую осуществляют педагоги ДОУ.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 22:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД