Получи документы

Об основных принципах логопедической работы.

Юлия Авдюнина
Об основных принципах логопедической работы.

Об основных принципах логопедической работы.

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи. Назову лишь те из них, которые важно знать и учитывать родителям.

Публикация «Об основных принципах логопедической работы,» размещена в разделах

1.Комплексность воздействия на ребёнка со сложными нарушениями речи. Нередко родители, обратившиеся за логопедической помощью по поводу имеющегося у ребёнка речевого расстройства категорически отказываются посетить рекомендуемых логопедом других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.). Мотивируя этот отказ примерно так: «Зачем мне идти к невропатологу (психиатру, психологу, если у ребёнка нарушена только речь?» Чтобы у родителей не возникало подобных вопросов и сомнений, постараюсь рассказать о принятом в логопедии общем подходе к преодолению речевых расстройств.

Все более или менее серьёзные нарушения речи в подавляющем большинстве случаев было бы неправильно рассматривать только как чисто речевые расстройства. В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у ребёнка и другие психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера и пр. ,поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже делает её невозможной. К тому же эти функции могут страдать и вторично, вследствие уже имеющегося нарушения речи, которое нередко накладывает негативный отпечаток на всё поведение ребёнка и задерживает его умственное развитие. Поэтому было бы неправильно проявлять заботу только о речи ребёнка, оставив без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать восстановлению речи.

2. Воздействие на все стороны речи. В логопедической пактике нередко бывают случаи, когда родители обращаются к логопеду по поводу неправильного произношения их ребёнком одного или нескольких звуков речи, считая во всех остальных отношениях речь ребёнка «нормальной». Однако в процессе его обследования часто обнаруживается и общее недоразвитие речи, выражающиеся не только в замеченных родителями дефектах звукопроизношения, но и в нарушении звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, в бедности словарного запаса и недостаточной сформированности грамматических систем. Последнее проявляется в том, что ребёнок неправильно согласовывает слова между собой, искажая их окончания. В подобных случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо воздействовать на все стороны речи. Соблюдение этого принципа особенно важно потому, что в последние годы, к сожалению, логопедам всё реже и реже приходиться иметь дело с изолированным нарушением звукопроизношения у детей, значительно чаще дефекты в произношении звуков проявляются на фоне общего недоразвития речи.

3. Опора на сохранные звенья. В случаях повреждения речевого аппарата ребёнка наиболее пострадавшим чаще всего оказывается какое-то одно звено (артикуляторные движения, зрительное или слуховое восприятие и пр.). В процессе работы над преодолением любого речевого расстройства специалист сначала всегда опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключает к активной деятельности нарушенную функцию.

4. Учёт закономерности онтогенеза, то есть нормального хода речевого развития. Весь ход речевого развития ребёнка подчинён вполне определённым общим закономерностям, которые отчётливо прослеживаются в каждом конкретном случае. Так, в процессе овладения звукопроизношением любой ребёнок сначала усваивает более простые для произношения звуки, тогда как сложные до определённого возраста он или полностью опускает, или заменяет менее сложными. При накоплении словарного запаса в первую очередь усваиваются имена существительные и глаголы как наиболее «наглядные» части речи, обладающие достаточно конкретным значением. Значительно позднее усваиваются имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о причастиях и деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении овладения грамматическими языковыми нормами.

В случаях выраженных задержек и отклонений в развитии речи мы имеем дело с нарушением закономерностей нормального онтогенеза, поскольку те или иные элементы речи не появляются у ребёнка в положенный срок или появляются в искажённом виде. Основная задача логопедической работы с такими детьми заключается в том, чтобы в максимально возможной степени приблизить ход речевого развития ребёнка, страдающего нарушением речи, к ходу её становления в нормальном онтогенезе.

5. Учёт ведущей деятельности. Наибольшую потребность в речевом общении с окружающими человек испытывает тогда, когда ему необходимо посоветоваться с ними по поводу какого – то конкретного дела, чаще всего связанного с основными занятиями. Для ребёнка дошкольного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время является игра. Именно в процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов, без выяснения которых дальнейшее её продолжение нередко оказывается невозможным. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень важное обстоятельство, все занятия по преодолению нарушений речи у дошкольников проводят в процессе игр. Взрослый предлагает ребёнку упражнения в форме игры и незаметно для ребёнка постепенно помогает ему преодолеть имеющиеся у него речевые нарушения.

6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый ребёнок глубоко индивидуален, ребёнок же с любыми (в том числе и речевыми) отклонениями в развитиии индивидуален вдвойне. В нашей повседневной жизни мы привыкли в силу необходимости «приспосабливать» ребёнка к своему собственному распорядку, не особенно считаясь с его нуждами и запросами. За это даже в отношении нормально развивающихся детей в дальнейшем часто приходится платить достаточно дорогую цену, а применительно к детям с любыми отклонениями в развитии платить предстоит вдвойне. Поэтому родителям с самого начала важно понять, что ребёнку с серьёзными нарушениями речи необходимо уделить очень большое индивидуальное внимание. Придётся сделать всё возможное (а иногда и почти невозможное) для того, чтобы на определённый отрезок времени обеспечить ребёнку благоприятные для коррекционной работы домашние условия. В противном случае трудно будет расчитывать на успех.

Логопеды умеют, уловив индивидуальные особенности ребёнка, почти с первой встречи установить с ним доверительные отношения, вовлечь его в интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить уверенность в обретении нормальной речи и пр. Подобными умениями должны овладеть и родители, которым надлежит дома продолжать ту же самую линию поведения по отношению к ребёнку, а не идти с нею вразрез.

Родители должны ещё раз внимательно присмотреться к своему малышу, обратить внимание на его самые любимые игрушки, игры, занятия, постараться почувствовать его настроение в тот или иной конкретный отрезок времени и с учётом всего этого ненавязчиво упражнять его в правильной речи, используя для этого рекомендуемые логопедом приёмы. Только при соблюдении правильного индивидуального подхода к ребёнку достигаются наилучшие и наиболее быстрые результаты логопедической работы.

7. Воздействие на микросоциальное окружение. Исключительную важность соблюдения этого принципа для успешного преодоления речевых расстройств трудно переоценить. Уже говорилось о том, что неправильный подход к ребёнку со стороны родителей или других, находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменён, то это не может не сказаться отрицательно на её результатах.

Публикации по теме:

Программа работы по сопровождению детей в период адаптации в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования .

Из опыта работы в подготовительной логопедической группе «Искусство гобелена»Из опыта работы в подготовительной логопедической группе «Искусство гобелена» Из опыта работы воспитателя подготовительной логопедической группы. Обучение детей элементам ткаче6ства гобелена в рамках кружковой работы.

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе» Рухля н.  с. :Круги Луллия в работе логопеда Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.

Опыт работы «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя Шестаковой Ольги Генриховны по теме: «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

План работы с родителями в старшей логопедической группе Месяц Формы и содержание работы Сентябрь • Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье. • «Педагогическая лаборатория».

Планирование воспитательно-образовательной работы на сентябрь в подготовительной логопедической группе 1. Планирование воспитательно- образовательной работы с 1.09.2014 г. по 5.09.2014 г. Группа: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ) Тема недели:.

Презентация «Консультация nо основам логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста» Нормы по развитию речи детей 2-3 лет[/b] В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений.

Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми. «Развитие творческого воображения - один из, основных принципов оздоровительно - развивающей работы с детьми». Человеческое дитя - здоровое,.

Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Об основных принципах логопедической работы.
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 23:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД