Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)

Любовь Русын
Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Моя тема по самообразованию: «Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет».

Работая по этой теме я поставила перед собой следующие цели:

1. Выявить влияние малых фольклорных форм на становление правильного звукопроизношения у детей 3 – 5 лет.

2. Осознать значимость и серьёзность проблемы воспитания чистой детской речи.

3. Пробуждать у них живой интерес к изучению детского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии.

2. Повысить словарный запас детей 3 – 5 лет.

3. Обучить правильным формам произношения

Развивающие:

1. Использовать малые фольклорные жанры в формировании словарного запаса детей 3 – 5 лет.

2. Развивать выразительность речи, интерес к народному творчеству.

3. Расширять кругозор младшего дошкольника.

4. Научить воссоздавать в воображении картины жизни, созданные народом.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие.

2. Воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи.

3. Приветствовать самостоятельную работу детей с малыми формами фольклора, что будет сказываться на развитии мыслительных процессов, необходимых для развития словарного запаса.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Для успешной работы по развитию речи детей мною были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей, организована систематическая работа, а именно:

1. Создание благоприятных условий для развития интереса детей к фольклору.

2. Знакомство детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, пальчиковые игры, сказки и т. д. (слайд)

Для реализации поставленных задач в группе собирается:

1. Библиотека с произведениями малых жанров фольклора (слайд).

2. Руками родителей и воспитателей продолжает совершенствоваться кукольный театр с разнообразными пальчиковыми играми (слайд).

3. Кукольный театр со сказочными персонажами (слайд).

4. Картотека «Артикуляционная гимнастика – весёлый язычок» (слайд).

5. Картотека с загадками (слайд).

6. Большое количество папок с пословицами, поговорками, пальчиковыми играми и т. д. (слайд).

Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях:

1. Обучение на специально - организованных занятиях.

- Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения мною используются упражнения на звукоподражание.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Подготовка к обеду.

Это - ложка, Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Во время умывания.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.

Одевание.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

- Во время прогулки ребенок знакомится с закличками и приговорками.

- Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем этот процесс словами потешек (фото)

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

- При укладывании спать включаю аудиосказки, колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь (фото).

Работая с детьми, сталкиваюсь с рядом проблем развития речи дошкольников: (слайд)

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;

• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция.

На занятии и в режимных моментах использую загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать?». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются, то использую картинки - подсказки.

В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить,что означает пословица "Как аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой ««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.

Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками, рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы.

Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром.

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки, разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – от 3- 10 минут.

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

На занятиях и в свободное время, работаю над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам.

Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным.

Знакомя детей со сказками, я веду словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, помогаю осваивать новые слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами.

Одним их эффективных приемов развития речи с использованием малых жанров фольклора детей является театрализация сказок.

Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

В режимных моментах и во время работы работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют подвижные игры – забавы с помощью считалок

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разных форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, делают иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам.

Для того, чтобы убедиться в эффективности проводимой мною работы я провожу диагностику по развитию речи. Она помогает увидеть, какой уровень речевых умений у детей в начале учебного года и как он меняется к концу года и каких успехов мы добиваемся.

Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна.

Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) .

Испытывая в процессе знакомства с жанрами малого фольклора разнообразные чувства, ребёнок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу.

Знакомство с малым фольклором не только вызывает интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, но и развивает его воображение и эмоциональный мир, учит любить и понимать книги.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

Работу с малыми фольклорными жанрами я буду продолжать и накапливать постоянно и использовать и на занятиях и в режимных моментах.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольников Актуальность выбранной темы по самообразованию Работая воспитателем дошкольного учреждения, я заинтересовалась вопросами дидактической игры.

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию № п/п Наименование Сроки выполнения Отметка о выполнении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Выбор темы, обозначение мотивации.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Пожарная безопасность
  • ПДД
Автор публикации:
Малые фольклорные жанры, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей от 3 до 5 лет (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 02:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....