Папки-передвижки

Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)

Ольга Бугримова
Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)

Актуальность проекта :

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"-утверждал В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Публикация «Образовательный проект „Талантливые ручки“ (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)» размещена в разделах

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.

Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с нарушением зрения нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук корректируется состояние зрения детей. Большое значение имеет и совместная деятельность детей и педагога.

Практика показывает:

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности,

нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, а работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Актуальность своего исследования я вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для коррекции зрения и для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Проблема: Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение).

Я поставила перед собой цель пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Задачи:

Познакомить детей с различными изобразительными материалами, и разнообразными технологиями исполнения;

Интегрировать и адаптировать игровые приёмы в изобразительную деятельность;

Совершенствовать навыки изодеятельности по средствам внедрения новых техник;

Развивать графические умения, учить ориентироваться в ограниченной плоскости;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость к изобразительной деятельности;

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: художественно-творческий;

По числу участников проекта : группа (20 детей с нарушением зрения)

По времени проведения: краткосрочный

Сроки реализации:2013 – 2014 уч. г. (сентябрь 2012 – май 2013)

Участники проекта : дошкольники ДОУ старшего возраста группы «Дружная семейка», воспитатели, учитель - дефектолог, родители.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ № 58 с детьми с нарушением зрения :

в специально организованной деятельности,

совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;

с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

с родителями – в рамках совместная работа детей и родителей, родителей и педагогов по намеченной тематике ДОУ;

Необходимые материалы:

Материально-техническое обеспечение:

1. Игротека;

- фонотека;

- видеотека;

- интерактивная доска;

- набор слайдов по тематике.

2. Богатый выбор изобразительных материалов :

- краски гуашь и акварель;

- мелки восковые;

- пастель;

- масленые карандаши;

- кисти 3-х размеров;

- цветные карандаши и пр.

3. Разнообразие материалов для нетрадиционных форм рисования :

- трубочки;

- заостренные палочки;

- перо, ручки;

- поролоновая губка;

- ватные палочки;

- различные печатки (пробки; фигурки, вырезанные из ластика и др.);

- цветная бумага, салфетки;

- пластилин и многое другое.

Предполагаемый продукт проекта.

Направления работы Цели:

1. Работа с детьми - внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

- проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия;

-развитие зрительного восприятия в единстве развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;

- стимуляция зрительно-познавательной активности;

-пробуждение интереса к занятиям;

-развитие внимания, связанного с координацией движения (соединение линий в рисунке);

-совершенствование цветовосприятия;

-совершенствование эмоционально-волевой сферы;

-воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

Формы игрового изобразительного взаимодействия педагога с детьми

Игровое изображение - представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования в процессе игры («Дорисуй», «Придумай портрет», «Двойное изображение», «Обведи свою ладонь и оживи», «Фантик для конфеты»)

Игры — упражнения - деятельность, направленная на усовершенствование умений и навыков в изобразительной деятельности («Клубочки», «Дождик», «Дорожки»)

Игры — изобразительные - деятельность, в которой осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях («От дома к дому», «Охотник и волк», «Попади в точку», «Кто быстрее – кто ровнее?», «Картина из дырок»)

Игротренинг — пальчиковый - деятельность, направленная на приобретение навыков, сформированности мелкой моторики рук и развития речи

Игротренинг – коммуникативный - дает ребёнку обратную связь о своём поведении («Зеркало», «Волшебники», «Рисунок в несколько рук», «Забывчивый художник»)

Направления работы

Цели:

2. Сотрудничество с родителями -помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе;

-анкетирование родителей (см. приложение);

- консультация для родителей ««Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка»;

-совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;

-участие в выставках и конкурсах (творческие работы детей и родителей к осенней ярмарке, ко Дню матери, Новый год, «Пасха»,День Победы)

Направления работы

Цели:

3. Работа с педагогами -выступления на педагогических советах «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения»

-семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»

-мастер - классы (обмен творческими находками)

Этапы реализации проекта :

1 этап-организационный

Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке -Мониторинг детей по проблеме проекта;

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

-развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений идет ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, а также приемами их использования при изображении.

-снятие эмоционального напряжения

Для успешного овладения рисованием на данном этапе наиболее эффективной является индивидуальная форма работы с детьми.

2 этап-практический

Направлен на развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста - внедрение в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

-формирование предметных изображений, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие

- работа в индивидуальных раскрасках (ежедневно в вечернее время).

- пальчиковые и коммуникативные игротренинги (ежедневно в режимных моментах как динамические паузы НОД).

- изобразительные игры, игровое изображение, игры – упражнения (раз в неделю в утренние часы)

3 этап—обобщающий

Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования - мониторинг детей по проблеме проекта;

-развитие пространственной ориентации;

-усовершенствование координаций движений, мелкой моторики;

-третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия)

Предполагаемый результат:

- Увеличить динамику высокого уровня развития по изо;

-Сформированный интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

-Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

-Развитие продуктивной деятельности детей.

-Развитие детского творчества.

-Повышение уровня мотивации к занятиям.

-Развитость зрительного восприятия.

-Совершенствование цветового зрения.

-Получение первого опыта рефлексии (самооценки)

Методическая литература

1. 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М. : Издательство «Экзамен», 2005.

2. Т. С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.

3. Г. Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.

4. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству», Санкт-Петербург 2004.

5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург 2004.

6. 5. Н. Г. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М. : ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.

8. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М. : Издательство «Экзамен», 2006.

9. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. Ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.

Публикации по теме:

«Петрушкины посиделки». Театр как одно из средств формирования интонационной выразительности речи у детей с ОНР Интегрированное занятие «Петрушкины посиделки» (логопедическая группа (5-7 лет) Воспитатель Армеева О. В. Учитель-логопед Тетерина С. А.

Коллаж «Подводный мир»Коллаж «Подводный мир» Лето в самом разгаре. У детей и родителей пора отпусков. Кто-то уже вернулся отдохнувший и загорелый, кто-то только собирает чемодан.

Утренняя гимнастика для малышей — одно из средств оздоровления и профилактики болезней Утренняя гимнастика для малышей – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. 1. Убедитесь в том, что утренняя гимнастика необходима.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей «Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей». «Истоки способностей.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Образовательный проект «Шедевры из ладошки» (пальчиковое рисование) .

Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию.

Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма Научными исследованиями доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие.

Выступление на РМО «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка» 1 слайд: «Музыкальная игра, как одно из действенных средств музыкального развития ребенка». 2 слайд: «Музыкальное воспитание –это не воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)
Опубликовано: 23 августа 2016 в 21:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД