Обучение пересказыванию рассказа В. А. Осеевой «Отомстила»

Нина Деркаченко
Обучение пересказыванию рассказа В. А. Осеевой «Отомстила»

Цель: обучать детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту

Задачи:

формирование связной речи с использованием графических схем;

активизация и обогащение словарного запаса по глагольной лексике;

работа над интонационной выразительностью речи;

воссоздание сюжетной ситуации на основе прослушивания рассказа;

продолжить развивать слуховое восприятие, память воображение;

воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: магнитная доска, мольберт, графические схемы, пиктограммы эмоций, книга с рассказами Осеевой В. А., портрет писательницы Осеевой В. А., атрибуты для инсценирования: кепка для мальчика, дерево в горшочке, стол с разбросанными красками.

Предварительная работа: знакомство с творчеством В. А. Осеевой, чтение и пересказ рассказов: «Сыновья», «Хорошее», «До первого дождя»; книжная выставка рассказов В. А. Осеевой; беседы о дружбе, взаимопомощи.

Ход занятия Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают возле своих стульчиков. Стулья стоят на ковре полукругом.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились (дети принимают решение). Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились. Но главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться. Я неслучайно спросила вас про ссору. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Отомстила» (показ портрета В. А. Осеевой). Приготовьтесь слушать рассказ.

2. Первичное чтение произведения

3. Беседа по содержанию прочитанного

Воспитатель задает детям вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Кем они приходятся друг другу?

Как вы считаете, кто старше, а кто младше?

Что произошло между ребятами, скажите об этом одним словом?

Почему рассказ называется «Отомстила»?

Отомстила ли Катя?

Воспитатель: Давайте восстановим последовательность рассказа. У меня на доске графические схемы. Выберите схему, которая подходит к началу рассказа (дети выбирают схему и объясняют значение символов). Эта схема будет обозначать I часть нашего рассказа.

Воспитатель задает детям вопросы:

Почему заплакала Катя?

Кто устроил беспорядок?

Что было испачкано краской у Алёши?

Воспитатель: Я зачитаю три предложения о том, что сделала Катя, увидев брата, а вы выберите правильный ответ:

1. Катя побила Алёшу.

2. Катя бросилась на него с кулаками. (правильный ответ)

3. Катя побежала за Алёшей.

Воспитатель задает детям вопросы:

Куда убежал Алёша?

Что крикнула Катя брату вслед?

На этом первая часть закончилась.

Воспитатель: Выберите следующую схему (дети выбирают схему и объ-ясняют, что обозначают символы). Это будет II часть рассказа.

Ребята, как в рассказе говорится о том, как Алёша оказался на дереве? Выберите правильное предложение:

1. Алёша залез на дерево.

2. Алёша забрался на дерево.

3. Алёша вскарабкался на дерево. (правильный ответ)

А почему автор употребил слово «вскарабкался»? С кем В. А. Осеева сравнивает Алёшку? (с обезьянкой)

Что Алёша делал на дереве?

Что кричала Катя?

На этом вторая часть заканчивается.

Воспитатель: Выберите следующую схему (дети выбирают схему и объ-ясняют, что обозначают символы).

Ребята, послушайте, как в рассказе говорится о том, как упал Алёша: «Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал». Как по-другому можно сказать «хрустнула»? (треснула). Как по-другому можно сказать «обломилась»? (сломалась).

Как поступила Катя?

Почему Алёша втянул голову в плечи и зажмурился? (думал, что Катя его ударит)

Что спросила Катя у Алёши?

На этом третья часть заканчивается.

Воспитатель: Осталась последняя схема. Что на ней изображено?

Что же сделала Катя? (обняла брата)

Что же сказал Алёша сестре?

Почему он заплакал? (ему было стыдно)

Вот мы и составили план нашего рассказа (графические схемы, см. фото №1).

4. Динамическая пауза

Воспитатель: Как живёшь? Дети: Вот так! (показывают большой палец)

Как плывёшь? Вот так! (гребут руками)

Как бежишь? Вот так! (бегут на месте)

Вдаль глядишь? Вот так! (подставляют ладонь ко лбу)

Машешь вслед? Вот так! (машут рукой)

Ждёшь обед? Вот так! (подпирают кулаком щёку и вздыхают)

А как ты другу шлёшь привет? Вот так! (посылают воздушный поцелуй или машут рукой)

5. Повторное чтение с установкой на пересказ

Воспитатель: Внимательно послушайте ещё раз рассказ и постарайтесь запомнить его, обратите внимание на фразы, которые произносят дети и на интонацию при чтении.

6. Работа над интонационной выразительностью речи

Воспитатель: Ребята, какие чувства испытывала Катя в начале рассказа? (обида, гнев).

После ответа детей воспитатель показывает пиктограммы обиды и гнева и прикрепляет их над первой схемой.

Воспитатель: А какие чувства испытывал Алёша? (радость).

После ответа детей воспитатель показывает пиктограмму радости и при-крепляет ее под первой схемой.

Воспитатель: А теперь давайте произнесем фразы, которые говорили ребята, передавая эти чувства.

Дети хором произносят реплики героев. Воспитатель следит за правильностью интонации. Аналогичная работа проводится с остальными частями рассказа (см. фото №2). Дети определяют чувства испуга, жалости, стыда.

7. Пересказ детей

Для пересказа воспитатель приглашает двух детей. Первый рассказывает 1 и 2 части, второй 3 и 4 части.

8. Анализ пересказа

К анализу пересказа воспитатель подключает детей. Отмечаются хорошие стороны пересказа (полнота содержания, последовательность, наличие авторских слов из текста, адекватная интонация, корректно говорится о недочетах.

9. Творческая деятельность детей

Воспитатель: А сейчас мы попробуем инсценировать рассказ.

Педагог приглашает двух детей, показывает места в группе, где будут развиваться события. Далее взрослый читает слова автора, а ребята изображают происходящее и произносят свои фразы.

10. Итог

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии? Поднимите руки, кому было интересно. Поднимите руки, кому было трудно. Чему нас учит рассказ «Отомстила»?

А сейчас давайте возьмёмся за руки и покажем, какие мы дружные

Встанем мы рука в руке берутся за руки и встают в круг

Вместе мы большая сила

Можем мы большими стать, поднимают руки вверх

Можем маленькими быть, приседают

Нас врагу не победить,

Если будем мы дружить идут в круг, обнимают друг друга

Обучение пересказыванию рассказа В. А. Осеевой «Отомстила»

фото №1

фото №2

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группаКонспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группа «Осень в гости к нам пришла» Задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках и явлениях осени; приспособления птиц, насекомых и.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Автор публикации:
Обучение пересказыванию рассказа В. А. Осеевой «Отомстила»
Опубликовано: 13 марта 2013 в 14:00
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...