Получи документы

Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

Марина Лапышева
Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

Организованная образовательная деятельность по

опытно – исследовательской деятельности детей

в подготовительной к школе группе

«Что такое кислотность? Почему изменился цвет

(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)

Публикация «Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе „Что такое кислотность? Почему изменился цвет?“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;

- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

- расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

• ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».

• ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.

• ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

• ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.

• ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.

Оборудование: магнитофон, ноутбук, картинки фруктов (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; лимонный сок, пищевая сода, стаканы с разведённым соком краснокочанной капусты, по три стакана на каждого ребёнка, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности, шкала кислотности.

Ход ООД

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию.

-Давайте вспомним, что такое лаборатория?

Ответы детей.

- А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории?

Ответы детей.

Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша.

А вот тему нашего исследования вы попробуете определить сами, отгадав загадки.

(Воспитатель загадывает загадки)

Загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

Откусишь- сладко.

(яблоко)

***

С виду он рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин-

Это спелый….

(апельсин)

***

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

(мандарин)

***

Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.

(банан)

***

Жёлтый шар. Слегка горчит.

Летом жажду утолит.

(грейпфрукт)

***

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ….

(лимон)

-Догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы детей.

-Верно, мы будем говорить о фруктах. И не только говорить, но и проверять, насколько эти фрукты кислые или сладкие. Какие фрукты кислее и почему?

Сейчас вы попробуете кусочки фруктов и скажете (на тарелочках разложены кусочки фруктов, какой из них самый кислый, какой не очень кислый, а какой сладкий.

Ответы детей.

-Как вы определили, какой фрукт самый кислый?

Ответы детей.

Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.

-Как вы думаете, что же это такое кислотность?

Выслушиваются предположения детей.

-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот?

Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты?

Ответы детей.

-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит?

Ответы детей.

Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)

-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.

Для удобства определения кислотности, существует даже специальная шкала с отмеченными на ней цифрами от 1 до 14. Чем меньше число, тем больше кислоты содержит продукт, и тем он кислее, а чем выше число, тем меньше кислоты содержится в продукте и тем менее он кислый.

-Какой продукт будет кислее, с кислотностью «3» или «5».

Ответы детей.

Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.

(Воспитатель подключает лабораторию, проводятся опыты с яблочным, апельсиновым и лимонным соком)

-Ребята, давайте сделаем вывод, в какой из предложенных жидкостей оказалась самая высокая кислотность, а в какой самая низкая. А покажем мы это на нашей шкале кислотности.

(На доске лесенка, дети прикрепляют фрукты от самого кислого до самого сладкого)

Молодцы! Справились с заданием. И прежде, чем перейти к следующей части наших исследований, я предлагаю вам измерить кислотность всем нам знакомой простой воды.

- Опускаем датчик в стакан с водой, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)

-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.

Мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться и перейти к нашим следующим исследованиям.

Физкультминутка «Учёные»

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А я для вас приготовила сюрприз. Мы с вами попробуем проделать несколько необычных опытов. А вот с чем догадайтесь, послушав стихотворение.

Воспитатель:

«Огородный долгожитель»

Чуть проклюнулся росток –

И уже как завиток!

Так и будет он стараться –

Всё расти и завиваться,

Пригибать листок к листку,

Как положено вилку,

Не хворать при непогоде,

Даже с холодом дружить,

Потому что в огороде

Дольше всех

Капусте жить. ( Автор: В. Сибирёв)

Воспитатель: Так с каким же овощем мы будем экспериментировать?

Ответы детей :

Воспитатель: Совершенно верно, с капустой. Но не с простой капустой, а с краснокочанной капустой.

(Воспитатель достает из корзинки вилок краснокочанной капусты, показывает детям и приглашает к столам для проведения опытов).

Опыт :

Перед каждым ребенком стоят 3 стакана с соком капусты, тарелочка с содой и лимонный сок.

Воспитатель: Ребята, я заранее сделала для вас сок из краснокочанной капусты и разлила его в три стакана. Какого он цвета?

Ответы детей :

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим воду. A как мы знаем, Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде. (дети добавляют воду) - сок цвет не изменил.

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим соду (дети добавляют по чайной ложке соды) - сок стал синим.

А теперь добавим в третий стакан лимонный сок, он очень кислый, как уксус (дети добавляют по чайной ложке лимонного сока) – сок стал красным.

Воспитатель: Интересно?

Почему так происходит? Как вы думаете?

Ответы детей :

Воспитатель:

Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора - он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса или лимонного сока) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.

Воспитатель: (Приглашает детей на ковер)

Что же нового вы узнали сегодня на занятии?

А что вам понравилось больше всего?

А о чем расскажите родителям?

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

«Динозавры». Опытно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе«Динозавры». Опытно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе Цель: Развитие познавательной активности детей. Выяснение в ходе эксперимента, почему динозавры были такими большими. Материалы и оборудование:.

Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе)Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: - формировать умения.

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода»Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: подвести детей к пониманию того, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Образовательные задачи:.

Опытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во второй младшей группеОпытно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по Познавательно – речевому развитию с включением опытно – исследовательской деятельности.

Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельностьПочему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения "Как с гуся вода". Оборудование: Перья.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно–исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 19:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД