Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет

Людмила Борзенкова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет

Цели:

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, отрывкам музыкальных произведений, по названию сказки, по пословице, заданной теме.

Вызвать чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гостях у сказки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, атрибуты к сказкам.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок

Слушание отрывка музыкального произведения «В гостях у сказки»

Воспитатель: Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказки.

Воспитатель: Кто живет в сказках?

Воспитатель: Как начинаются сказки? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?

Воспитатель: Что можно использовать, чтобы сказка была красивой? (Присказки, песенки, пословицы, поговорки.)

Воспитатель: Какие присказки вы знаете? (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; сказано — сделано.)

Воспитатель: А как называют людей, которые сочиняют сказки?

Дети: сказочники

Воспитатель: Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок : волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.

Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева».

«Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник. Родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником.

Афанасьев А. Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.

Разные герои живут в сказках А. Н. Афанасьева: необычайные, волшебные - Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные - солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.

Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка. Кто колечко найдет, тот и сказку начнет.

Выставляются иллюстрации «Лиса печет блины», «У леса на опушке», «Сказочная избушка».

Дети выбирают иллюстрацию, составляют по ней сказку.

Образец сказки : Жила-была лиса. Печь блины была мастерица А как; говорится: «Дело мастера боится». На блины всех зверей созвала был и за- инька-горностаинька, и волчище-серый хвостище, и ежик — ни головы, ни ножек И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка Кто колечко возьмет, тот и сказку начнет.

Составление сказки по модели : лес, елочка, заяц, лиса и другие животные.

Составление сказки по названию.

Воспитатель: Вам нужно придумать сказку на тему «Правда и кривда».

Дети придумывают сказки, используя сказочных персонажей.

Физкультминутка

Дети имитируют движения животных. Отгадайте без подсказки :

Кто пришел сюда из сказки?

Длинноухий и косой —

Верно, зайчик озорной.

• Весь лохматый, косолапый,

Знай, сосет большую лапу.

Отгадали, ребятишки,

Это мишка-шалунишка

• Платье, будто бы у елки,

У него иголки колки.

Ах, какой колючий ежик,

Нет ни головы, ни ножек.

• Любят спорт, игрушки, книжки.

Это наши ребятишки.

Дети выполняют различные движения.

Воспитатель: Жила у нас в Воронежской области бабушка Куприяниха и сочиняла сказки. Были у нее сказки волшебные, сказки о животных, бытовые — особенно она любит рассказы про попов. Основные ее сказки — бытовые, хотя сама она, как свидетельствует собирательница, больше всего ценит и любит сказки волшебные, отмечая всегда при рассказе, «что данная сказка особенно хороша и интересна». Главной и основной особенностью ее сказок является зачин, концовка, рифмовка. Так, в сказке про козу с козлятами: «ухватил за хвост, сел маленький кузнечишка на нос»; в сказке «Два брата» дети бедного брата получают определенные имена: Тишка и Танька. Имена эти вызваны к жизни. «Ох, жена, поди-ка ты в лавку, купи ты Тишке книжки. купи Таньке — раздуванку». Этим же вызвано и прозвище мерина: «упала осина и убила мерина Максима».

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по сказкам, искать будем страницы из книги сказочника Афанасьева, а поможет нам карта Василисы Премудрой.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)

Воспитатель: - Скажи-ка нам лисичка, не находила ли ты странички из волшебной книги сказочника Афанасьева.

Лиса: страничку я нашла, вон под тем пеньком, только я вам ее так просто не отдам. Два задания моих выполните. Мое первое задание будет таким – на этих листах я «спрятала» названия знакомых вам сказок. Отгадаете названия сказок – отдам вам странички из книги. Ребусы «Лиса и козел», «Лиса и волк». (На карточках написаны названия сказок, но пропущены гласные буквы. Например «Л…С… и к…з…л.»)

Лиса: ладно, первое мое задание вы выполнили, но это еще не все. Мое второе задание будет таким – соберите-ка ребятки волшебные кубики, да сказку отгадайте. (Ребята собирают кубики и отгадывают название сказок).

Лиса: молодцы ребята, задания мои выполнили, отдаю вам странички из волшебной книги

Воспитатель: - А мы лисичка знаем интересное стихотворение:

Мы лесами шли густыми.

И оврагами крутыми,

Где медведя не бывало,

Где и птица не летала.

Там в дупле большой осины

Угнездился рой пчелиный.

Мы медок соберем –

По тропинке в лес пойдем.

(Дети читают стихотворение, выполняют движения по тексту, благодарят и уходят, дальше по карте двигаются по дорожке, доходят до яблони, здороваются).

Воспитатель: - Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги сказочника Афанасьева?

Яблоня: конечно есть, только помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на каждом яблочке интересное задание.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем яблоньке. Сейчас я сорву яблочко, прочту задание: продолжи фразу – «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут…», «По щучьему велению, по моему хотению…», «Высоко сижу…». (Ребята срывают яблоки, выполняют задание, яблоня благодарит ребят и отдает странички из книги).

Воспитатель: - Ребята, нам пора в путь, давайте посмотрим карту. (Идем, на пути избушка на курьих ножках).

Воспитатель: - Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Дети: за страничками!

Баба Яга:- Вот вам кроссворд сказочный, отгадаете, так и странички свои получите. (Ребята отгадывают кроссворд. В кроссворде ключевое слово «сказка»).

Воспитатель: - Мы отгадали кроссворд, и задание твое избушка выполнили. (Избушка отдает детям страницу из сказки).

Воспитатель: - Ребята, давайте книгу сказочника соберем. Все страницы по порядку разложим.

(Дети раскладывают страницы, воспитатель благодарит детей за книгу).

Публикации по теме:

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста» на тему: «Осень в гостях у ребят» Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Осень в гостях у ребят». Используемая образовательная программа: «От рождения до школы».

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное» для детей старшего.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Хорошие манеры» Хорошие манеры Задачи: 1. Образовательные: Учить проявлять в разных ситуациях гуманные чувства (доброту, отзывчивость, заботу); развивать.

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!» Цель:развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Задачи:Образовательные: 1. Формировать.

НОД во второй младшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Задачи: 1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в рамках реализации ФГОС Актуальность: проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой.

Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.

Перспективное планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Средняя группа Перспективное планирование по образовательной области - социально-коммуникативное развитие: Сентябрь Тема недели: «Я. Моя семья». Программное.

Перспективный план по осуществлению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» "Формирование основ безопасности" месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Безопасность собственной жизни Безопасность на дорогах и улицах.

Занятие «Острова Волшебных слов» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 4–5 лет Воспитатель: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех отправиться в путешествие. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Пора вставать».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 25 октября 2015 в 21:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД