Лучший педагог года

Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС

Наталья Костина
Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС

Опыт работы на тему «Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС»

Воспитатель высшей категории Костина Н. М.

«Социокультурная интеграция» - это взаимный процесс объединения участников, существенно отличающихся по культурным признакам, в целостное сообщество, основанное на общих целях и ценностях.

Публикация «Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС» размещена в разделах

С самого рождения ребенок попадает в социальную среду. Пока он маленький, беззащитный, еще долгие годы живет в зависимости от родителя. Постепенно, взрослея, он обретает социальную самостоятельность, формируется его личность, происходит становление и осознание Я.

Подготовка ребенка к самостоятельной жизни – достаточно продолжительный процесс и происходит он через социализацию. Только в социуме ребенок приобретает, усваивает и реализует общепринятые формы поведения, умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Для ребенка с РАС этот процесс усложнен в несколько раз. Таким детям характерно нарушение всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Наличие данных нарушений мешает человеку с аутизмом активно включаться в жизнь общества. Они нуждаются в особом социальном обучении и соответствующем сопровождении в условиях повседневной жизни. В настоящее время в детских садах появляется очень много детей с расстройствами аутистического спектра, и перед педагогами встает сложная задача – социализация этих воспитанников. Профессиональное взаимодействие педагогов с аутичным ребенком в детском саду является первым шагом к социальному развитию воспитанника. Следующим важным шагом после адаптации к детскому саду должна стать социализация в обществе за пределами ДОУ.

В 2022 году в нашем детском саду открыли группу детей с РАС, поведение которых «не вписывалось» в общепринятые рамки поведения и на которых не воздействовали стандартные методы воспитания, заставило сотрудников ДОУ включиться в активную деятельность, по поиску, изучению и внедрению психолого-педагогических технологий, направленных на социальную адаптацию детей к условиям жизни в детском сообществе.

Первым шагом в работе с детьми РАС установление с ними эмоционального контакта. Для этого мы организовали ситуацию общения так, чтобы она была для ребёнка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями не требовала не доступных для них способов взаимодействия. В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил: - взаимодействовать с ребёнком только когда он готов к этому; - принимать его таким, какой он есть; - научиться улавливать изменения в поведение ребёнка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность; - придерживаться определённого режима дня; - соблюдать ежедневные ритуалы; - вступать в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит об этом. В начале года наши усилия были направлены на развитие предметной деятельности ребёнка, формирование гигиенических навыков, навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, реакция на обращённую речь и вызывание собственных речевых реакций.

В своей работе с детьми с РАС мы активно используем игровые ситуации такие как: (чаепитие, одевание кукол, пожарники, едет музыкальная машина и др.); игры имитации: (бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я. Используем: сенсорные игры, которые дают ребенку новые сенсорные ощущения: игры с красками, с водой, со льдом, с мыльными пузырями, со светом и тенями, с крупами, с пластилином, с ватой, с кубиками, деталями конструктора, веревочками, бумагой.

В рамках составленной модели коррекционно-образовательной деятельности мы проводим не только индивидуальные образовательные ситуации, но и занятия в мини – группе.

На начальном этапе, дети дозировано выходили за пределы группы (коридор, спортивный зал, музыкальный зал), по прошествии времени мы отметили прогресс в социализации детей : дети стали участвовать в музыкальных утренниках, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Постепенно со второй половины учебного года переходим к включению детей в общение и взаимодействие с друг с другом. Такое включение происходит ненавязчиво через участие детей в реализуемых в группе проектах : «Кораблик», «Весёлая матрёшка», «Мои эмоции», «Дорожные приключения лисички», «Разноцветная страна». Когда наши воспитанники с РАС адаптировались к детскому саду, перестали бояться музыкальных и физкультурных занятий и стали проявлять заинтересованность в общении с педагогами и сверстниками. Мы решили расширить социальное пространство детей, и задумались о социокультурной инклюзии. Формат социальной инклюзии предполагает включение детей с РАС в общественные мероприятия детского сада с оказанием им поддержки. Для этого мы выбрали модель временной интеграции. Временная интеграция подразумевает соединение группы воспитанников с РАС с нормально развивающимися детьми и проведения всевозможных мероприятий. Вовлечение детей с РАС в социокультурное пространство нормально развивающихся детей проходило в три этапа. На первом этапе дети подготовительной к школе группы посещали группу для детей с РАС. Спустя какое то время дети компенсирующей группы для детей с РАС посещали подготовительную к школе группу. Во время этих посещений мы дружно раскрашивали раскраски и играли в различные игры. Такое общение и продуктивное взаимодействие детей, способствовало повышению симпатии к детям с РАС у нормально развивающихся детей и формированию толерантного отношения к ним. А дети с РАС учатся воспринимать транслируемые через поведение своих сверстников нормы поведения. Они начали проявлять больший интерес к сюжетно-ролевой игре, к действиям других детей в игре, воспринимать игру как совместную деятельность. Поведение у детей стало более произвольным, осмысленным и целенаправленным. На втором этапе совместно с подготовительной к школе группы мы провели цикл инклюзивных мероприятий: «Мы такие разные, но мы вместе», «Солнце светит для всех», «Подари синий шарик», «Три ППП». И на третьем этапе мы с нашими воспитанниками подготовили показ сказки «Колобок» и пригласили в качестве зрителей детей подготовительной к школе группы. Таким образом, мы подходили к реализации общей цели работы в сопровождения детей с РАС – максимально возможной степени их интеграции в коллектив сверстников и коррекционно-образовательный процесс. Для нас процесс инклюзии подразумевал не только готовность принять ребенка с РАС в ДОУ, создав организационно-педагогические условия, соответствующие их потребностям и реальным возможностям, но и способность самих детей к интеграции в данном сообществе дошкольников. А это подразумевало под собой не только принятие ими правил внутригруппового поведения, но и умение стать активным участником происходящих в ДОУ событий. Социокультурная интеграция позволила нам, детей с РАС адаптировать к естественной среде. Т. е. мы не меняем человека с теми или иными особенностями, мы меняем окружение вокруг него, создаем условия для его пребывания в том или ином месте. То, что доступно нам, то должно быть доступно идетям аутистам. Те культурные ценности, которые мы развиваем в ДОУ, не должны обойти стороной и этих детей. Данная технология помогла нам реализовать возможность гибкой, поэтапной социализации ребенка с РАС в детском коллективе.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Реализация образовательного проекта «Белгород — город Воинской Славы» с помощью технологии «лэпбук» (из опыта работы) Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС
Опубликовано: 20 января 2024 в 18:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД