Получи документы

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС 

Ольга Томилова
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС 

1. Пояснительная записка.

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в то же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Публикация «Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС » размещена в разделах

Помимо требований к образовательным программам дошкольного образования, стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС ДО, но и работа с теми, кто будет его реализовывать.

Приказом Управления образования АМС г. Владикавказа от 22.05.2014 г. № 104 «О мероприятиях по обеспечению поэтапного введения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях г. Владикавказа» нашему детскому саду был присвоен статус пилотной площадки по введению ФГОС ДО.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики, поскольку переход на ФГОС ДО требует от руководителей и педагогов специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.

Поэтому темой деятельности пилотной площадки было определено методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении возникла потребность в выстраивании системы непрерывного образования. Важная роль в этом направлении отводилась нами, конечно же, курсам повышения квалификации для педагогических кадров с целью обновления содержания подготовки воспитателей и специалистов, которым предстоит работать по новым стандартам. Однако было бы опрометчиво недооценивать возможности образовательного учреждения, исключить из структуры непрерывного образования методическую работу с педагогами в самом ДОУ.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специального плана-программы – системы последовательных мер по их подготовке (Приложение 1). План-программа разрабатывалась исходя из реального уровня готовности педагогов к введению ФГОС ДО на основе их самооценки, запросов, и потребностей, и направлена была на информационную поддержку педагогов, формирование и развитие кадрового потенциала и на нормативное обеспечение внедрения ФГОС ДО.

Целью нашей деятельности в рамках пилотной площадки являлась разработка и апробация методического сопровождения педагогов в условиях перехода ДОУ к ФГОС дошкольного образования.

Задачи, которые стояли перед нами:

1. Определить степень готовности педагогов, ДОУ к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Разработать систему педагогических мероприятий (план-программу) методического сопровождения педагогов, реализующих ФГОС ДО.

3. Организовать методическое сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО.

4. Оценить результативность и определить перспективы дальнейшей деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОУ.

Основные принципы, которые учитывались при работе :

1. Управленческие:

- начиная новое дело, заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент;

- прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой) :

- обучение тому, что необходимо в практике;

- обучать через деятельность;

- для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

3. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Вся организационно-методическая работа в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО была направлена на:

• создание локальной организационно-методической базы деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,

• повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника;

• на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В первую очередь потребовались изменения в нормативной базе ДОУ, корректировка ОП ДО, выстраивание в ДОУ системы непрерывного образования, включающей в себя формальное, неформальное, информальное образование (Приложение 5). Сочетание этих форм образования, организуемого силами образовательного учреждения, с планомерным образованием через институты повышения квалификации позволило повысить уровень готовности педагогов к введению ФГОС ДО.

Педагогический коллектив МБДОУ Д/с № 84 состоит из 29 педагогов :

старший воспитатель, музыкальный руководитель (2 чел., педагог-психолог,

учитель-логопед, руководитель физического воспитания, воспитатель по осетинскому языку, воспитатели (22 чел.).

Из них:

высшее образование имеют 18 чел. (62%,

Среднее специальное – 11 чел. (38%)

Высшую квалификационную категорию имеют 2 чел. (7%,

первую квалификационную категорию – 16 чел. (55%,

соответствуют занимаемой должности – 8 чел. (28%).

2. Этапы реализации плана-программы

1 этап. Организационно-подготовительный - «Подготовка к реализации»

Содержание этапа:

1.1. Подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации плана-программы.

1.2. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС ДО :

- анкетирование «Представления педагогов о ФГОС ДО» (Приложение 2);

- заполнение диагностической карты - анкеты «Образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов в условиях подготовки к введению ФГОС ДО» (Приложение 3);

- создание информационного банка данных о готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ДО (карта самообследования)

- анкетирование родителей по выявлению их знаний о введении новых образовательных стандартов (Приложение 4);

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.3. Разработка плана методического сопровождения педагогов по введению ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий - «Реализация»

Содержание этапа:

2.1. Реализация плана-программы:

- повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку, на обучающих и постоянно действующих семинарах внутри ДОУ;

- ознакомление с новинками педагогической, методической, научно-популярной литературы;

- практико-ориентированная деятельность проблемных групп;

- проведение консультаций для педагогов (индивидуальные консультации);

- профессиональные смотры педагогического мастерства (мастер- классы, деловые, ролевые и ситуативные педагогические игры, открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности);

- обновление страниц «Методическая копилка», «ФГОС ДО» на сайте ДОУ;

- создание модели методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий плана-программы.

3 этап. Обобщающий - «Выявление эффекта»

Содержание этапа:

3.1. Мониторинг эффективности реализации плана-программы по всем направлениям.

3.2. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС ДО в ДОУ.

3.3. Обобщение опыта методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

Основные формы, используемые в ходе реализации плана-программы:

- участие в городских методических объединениях;

- мастер-классы;

- деловые игры;

- методические часы;

- консультации;

- обучающие семинары;

- семинары-практикумы и др.

Реализация плана-программы деятельности пилотной площадки, на наш взгляд, помогло педагогам :

- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи современного дошкольного образования;

- овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;

- проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;

- выбрать программы, учебно-методические пособия;

- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

3. Содержание основного этапа реализации плана-программы

Содержание основного этапа реализации плана-программы деятельности пилотной площадки включало в себя:

1. Повышение профессиональной квалификации вне ДОУ

- участие в городских методических объединениях;

- заочное обучение (2 педагога (7%) обучаются в СОГПИ, 1педагог (3%) проходит там же годичные курсы переквалификации);

- курсы повышения квалификации в СОРИПКРО (17 человек, т. е. 59%).

2. Повышение профессиональной квалификации в ДОУ.

В соответствии с планом методического сопровождения педагогов в ДОУ проводился практико-ориентированный постоянно действующий семинар «Содержание и организация образовательной деятельности на основе ФГОС ДО», в ходе которого педагоги пополняли свой багаж знаний о совокупности требований, обеспечивающих реализацию образовательной программы, изложенных в ФГОС ДО.

А также был проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов, таких как: - обучающий семинар «Использование метода проектов в ДОУ», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» и др. (Приложение 6);

- семинар-практикум по построению эффективного общения с родителями «Общаться позитивно – что это значит?» «Проектная деятельность как метод взаимодействия с родителями» и др. (Приложение 7);

- групповое и индивидуальное консультирование по темам «Что такое ФГОС ДО, «Основные положения ФГОС ДО», «Требования к условиям реализации ООП ДО», «Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды», «Взаимодействие ДОУ и семьи в свете ФГОС ДО», «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении», «Приемы активизации мышления дошкольников», «Развитие познавательных интересов детей», «Целевые ориентиры дошкольного образования» и пр. (Приложение 8);

- деловые игры «Знатоки ФГОС ДО», «Проектная деятельность в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», «Пути совершенствования взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС ДО» и т. д. (Приложение 9);

- открытые просмотры организованной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий, с вовлечением родителей в образовательный процесс ДОУ;

- отчеты педагогов по самообразованию в форме презентаций, мастер-классов и пр.

Были разработаны методические рекомендации, буклеты и памятки для педагогов и родителей (Приложение 10).

На базе нашего ДОУ был проведен городской семинар (методическое объединение воспитателей подготовительных групп) по теме «Планирование и организация воспитательно-образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО», на котором мы представляли свой опыт работы по взаимодействию с родителями.

Этот же опыт работы «Планирование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДО» был представлен на городском методическом объединении старших воспитателей ДОУ

Также, на базе нашего детского сада был организован и проведен День открытых дверей для руководителей ДОУ Промышленного и Северо-Западного МО города по теме «Роль руководителя в создании условий для реализации ФГОС ДО», на котором мы поделились своим опытом создания этих условий и предоставили возможность руководителям познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в разных возрастных группах.

Таким образом, мы считаем, что реализация плана-программы деятельности пилотной площадки и модели методического сопровождения введения ФГОС ДО в образовательном учреждении позволила повысить компетентность педагогических кадров ДОУ и создать другие условия для введения ФГОС ДО, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

В заключение, хотелось бы привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Так вот, чтобы стандарт не превратился в тормоз, мы стараемся, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Мое профессиональное самообразование в условиях введения ФГОС ДО Самообразование-это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого человека. «Только.

Организованная модель проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО 1 слайд Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая.

Проект «Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до» Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ. Из опыта работы И. П. Анистратенко Воспитатель МБДОУ№36 «Светлячок» г. Майкоп В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной.

Семинар-практикум для педагогов «Создание развивающего математического пространства ДОУ в условиях ФГОС до» Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС 
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 14:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД