Получи документы

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

елена винокурова
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

1. Условия возникновения, становления опыта.

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155). В связи, с чем и возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Одним из условий качественного обновления образования является системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме.

Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

Основными задачами детского сада является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды. Но самым приоритетным направлением работы педагогов является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать проявлению и становлению индивидуальных возможностей ребенка, его интереса к познанию.

Началом моей работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики уровня логического мышления у детей показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т. е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети этой группы не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.

На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.

2. Актуальность и перспективность опыта

Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для дошкольников игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

Для чего необходимо развивать у дошкольника логическое мышление? Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.

Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Поэтому меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, а конкретно посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления. У дошкольников увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей, успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Учитывая всё выше сказанное, я считаю, что тема работы по самообразованию «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» является актуальной.

3. Теоретическая часть

Результаты исследований Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. З. Зака, Н. Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Следовательно, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления : сравнение, классификация, сериация. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Также проблемой развития основ логического мышления занимались : Богуславская З. М., Смирнова О. Е, Зак А. А., Бондаренко, А. К. Михайлова З. А. и др. Исследования этих ученых доказали, что включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития его мышления.

Изучая исследовательские труды ученых, и работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. Поэтому в последнее время я углубленно стала работать над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

И, хотя линия на развитие мыслительных способностей дошкольников достаточно прослеживается в пособиях, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Я включаю задания по развитию логического мышления на любом занятии, что формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы подбираю достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

4. Цель и задачи

Главной целью данного опыта является развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект – логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процесс развития логического мышления детей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Гипотеза – целенаправленное и систематическое использование дидактических игр может способствовать повышению уровня развития логического мышления старших дошкольников.

Цель работы определяет решение задач:

• Изучить психолого-методическую литературу по развитию мыслительных операций у дошкольников

• Создать предметно-развивающую среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников

• Разработать и реализовать план-программу по развитию логического мышления у детей посредством дидактических игр.

Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

- эмпирические: Методика «Нелепицы»; «Времена года»; «Что здесь лишнее?»; «Вырежь фигуры»; «Раздели на группы»;

- практические: применение дидактических игр.

Работа проводится на базе Муниципального автономного дошкольного учреждения детский сада № 21 «Светлячок» муниципального образования Крымский район (МАДОУ детский сад № 21 г. Крымска).

5. Новизна опыта

1) Создание системы использования современных инновационных технологий, нацеленных на развитие логического мышления, познавательных интересов детей посредством дидактической игры.

2) Отведение дидактическим играм специального места в режиме дня.

3) Разработка авторских планов и конспектов непосредственно - образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации дидактических игр в рамках комплексно-игрового метода.

6. Технология опыта

1этап

• Выявление уровня развития логического мышления у детей.

• Подбор диагностического инструментария.

• Отбор, планирование и моделирование форм работы с детьми.

2 этап

• Преобразование предметно – пространственной развивающей среды.

• Насыщение образовательного процесса играми, активизирующими мышление детей и способствующими усвоению ими отдельных логических операций.

• Апробация авторских разработок.

3 этап

• Анализ деятельности, результативность, выводы.

В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:

непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

Логическая разминка.

• Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.

• Физминутка, пальчиковая гимнастика.

• Закрепление нового материала.

Развивающая игра, рисование, шнуровка.

Считаю, что разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание НОД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач.

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала дает возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, рисование в конце

НОД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект :

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Включение заданий по развитию логического мышления на любом НОД формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация. Прежде ребенка стремлюсь обучать выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображение, а затем уже словесное обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по – разному на основе различных критериев. Пример игр: «Отгадай – ка»,

«Магазин», «Отвечай поскорей», «Назови три предмета», «Сложи фигуры», «Найди сходство» и др.

7. Результативность

Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностических методик Р. С. Немова.

Анализируя полученные результаты обследования на период работы с детьми за три года, можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).

Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи.

Применявшаяся система использования дидактических игр оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим логико-математическим играм.

Вывод:

• Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

• Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

• Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.

• Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.

• Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

8. Адресная направленность

Данный педагогический опыт может быть полезен:

- воспитателям дошкольных учреждений,

- педагогам дополнительного образования,

- родителям, заинтересованным в интеллектуальном развитии детей.

Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Е. О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений/ Е. О. Алексеева. - М., 2012.- 260с.

2. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет [Текст] : стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика / Е. А. Алябьева. — М. : Сфера, 2007.—117 с.

3. Антюхина. А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте/ А. В. Антюхина. -М., 2012.- 271с.

4. Басов, А. В. Развитие логического мышления детей / Басов, А. В., Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Гринго, 2007. – 348 с.

5. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие/ А. В. Белошистая – М., 2015. – 190с.

6. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский – СПб: Издательство «Питер», 2005. —288с.

7. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры/ З. А. Богуславская. - М., 2006.- 165с.

8. Веклерова, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников/ Х. М. Веклерова. - Обнинск, 2008.- 211с.

9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве : Учебное пособие. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.

10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез., 2014.. – 554 с.

11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление : Пер. с англ. /Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М. : Прогресс, 1997. — 336 с.

12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991. – 314 с.

13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера— М. : Педагогика, 1986. — 224с.

14. Зак, А. Г. Различия в мышлении детей/ А. Г. Зак. - М. Российского открытого университета, 2012.-128с.

15. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей/ З. А. Зак. -М., 2013.-194с.

16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды, т. 1: Психологическое развитие ребенка / А. В. Запорожец – М. : Педагогика, 1986. – 344 с.

17. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 2010. – 370 с.

18. Левина, М. З. Логика и математика для дошкольников : методическое пособие/М. З. Левина. - С-Пб., 2007.- 166с.

19. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами/ Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. -СПб. ,2012- 97с.

20. Леонтьев А. Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Московского университета. 2003, № 2, с. 5—18.

21. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ/З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. -СПб., 2012. – 123с.

22. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн/Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.

23. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн/Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо-логическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.

24. Носова, Е. А., Логика и математика для дошкольников/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб., 2013.- 121с.

25. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника. - М. : Педагогика, 1997. – 282 с.

26. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 2008.

27. Субботин, О. Ю. Дидактические игры и интеллект /О. Ю. Субботин. - М., 2013.-219с.

28. Тихомиров, О. К. Психология мышления : Учеб. пособие для студ. высших уч. завед., обучающ. По направ. и спец. психологии/О. К. Тихомиров — М. :Академия, 2011. — 288с.

29. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 248с.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игрРазвитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Программа самообразования 2 младшая группа Методологическое обоснование программы Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального.

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахматРазвитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат 1 слайд. Добрый день! Меня зовут Киселева Валентина Николаевна. Работаю воспитателем в МБДОУ детский сад 277. 2. Мое педагогическое кредо:.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Так как игра является ведущим видом детской деятельности, то одной из форм успешной реализации программы по формированию математических.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр Автор: Довгалёва Татьяна Николаевна- воспитатель Организация: МДОУ № 34 «Фиалка» На современном этапе модернизации дошкольного образования.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 30 октября 2017 в 21:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД