Организация инновационной деятельности в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников

Марина Трофимова
Организация инновационной деятельности в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников

Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Помочь подрастающему поколению в приобщении к мировым художественным и культурным ценностям, памятникам материальной и духовной культуры, раскрыть перед ними всё богатство достижений человеческого духа, формировать морально - нравственные личностные качества, творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка - это основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом детского сада. Педагоги должны открыть перед ребенком окно в удивительный и многообразный мир архитектуры и живописи, музыки и литературы, мифов и сказок, истории, народных игр и традиций. [3]

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. [2] И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. Поэтому в рамках организации инновационной деятельности нами была определена тема «Разработка модели, воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка», которая разрабатывалась и реализовалась творческой группой педагогов детского сада в течение 4 лет. Педагогами было решено осуществлять данное развитие по основным направлениям:

Художественно - эстетическому:

изодеятельность: кружки «Русские былины», «Забавушка»;

музыкальная деятельность: студия «Ералаш»;

«Социальный мир на основе истории русской культуры».

Физическому:

Приобщение детей к валеологической культуре. Кружок «Здоровая смена».

Познавательное - речевому:

Внедрение регионального компонента. Кружок «Пимочка»

«Введение сказочных образов в совместную и свободную деятельности детей».

Логопедическая работа с использованием малых фольклорных форм. Кружок «Златоустье»

Родительский клуб «Семь-Я».

Социально-личностное развитие является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. [4]

Целью данной деятельности является:

- создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательное пространство МДОУ.

Программа рассчитана на 3 года и направлена на решение следующих задач:

• создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

• создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

• взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им психолого-педагогической помощи;

• формирование осознания принадлежности к культуре народов России и народов, проживающих на территории России через приобщение к культуре, истории и традициям

Ожидаемые результаты:

Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка.

Этапы реализации программы:

1 этап - Подготовительно-проектировочный

Цель: Анализ системы деятельности на основе мониторинга и выявления проблем.

Задачи:

1. Определение профессиональных возможностей участников инновационного процесса.

2. Выявление проблем, формирование потребностей в совершенствовании системы работы по социально-личностному развитию детей

3. Разработка плана инновационной деятельности по каждому из этапов работы.

2 этап - Практический

Цель: Создание организационной основы для осуществления инновационной деятельности

Задачи:

1. Апробирование методической разработки по формированию социально-личностного развития детей.

2. Разработка диагностического материала для детей участвующих в инновационном процессе.

3. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инновационной деятельности.

4. Повышение педагогической компетентности родительской общественности.

3 этап - Контрольно-аналитический

Цель: Подведение итогов реализации инновационной деятельности. Анализ и описание опыта. Разработка технологий и методических рекомендаций.

Задачи:

1. Выявление эффективности работы экспериментальных и контрольных групп ДОУ путем сравнительного анализа.

2. Определение степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса (семьи) уровнем социально-личностного развития детей.

3. Мониторинг профессионального уровня педагогов, участвующих в инновационной деятельности ДОУ.

4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Создание новой модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, мы учитывали не только запросы родителей, но и интересы детей, а также профессиональные возможности педагогов.

Объект исследования – социализация дошкольников.

Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотезой исследования послужило то, что если в ДОУ будут созданы условия для формирования социально-личностного развития детей по разным направлениям, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов в работе с детьми с помощью:

- оптимально подобранных разнообразных форм взаимодействия педагогов с детьми и с семьёй;

- уровня компетентности педагогов;

- создания благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей.

Очень важно было организовать экспериментальные и контрольные группы для сравнительного анализа проведенной работы на протяжении всего периода. Организованны кружки с целью развития повышенных творческих способностей у детей. А также реализуют свою деятельность кружки, которые помогают детям с более низким и средним уровнем развития повысить свой творческий потенциал, с помощью познавательной активности и эмоциональной удовлетворенности.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, коммуникативная, проектная и конструктивная. [2]

Одним из главных условий ведения инновационной деятельности является организация предметно-развивающей среды. В течение 3 лет педагогами совместно с родителями воспитанников детского сада реализовывался творческий дизайн-проект «В «Улыбку» за сказкой», благодаря которому были созданы:

мини-музей «Мы - будущее Югры;

комната русского быта;

комната гигиены «Царство Мойдодыра»;

мини музей «Кукольный мир»;

оборудован Зимний сад т. д

В экспериментальных группах были приобретены и изготовлены методические пособия, дидактический и наглядный материал по разным направлениям образовательной деятельности согласно инновационным задачам.

При завершении каждого этапа мы отслеживали рост творческого самовыражения детей по всем направлениям и творческий потенциал педагогов. Изучали возникающие у педагогов проблемы при реализации программ и корректировали их совместными усилиями. Параллельно педагогом-психологом велась работа по психолого-педагогическому сопровождению детей, педагогов, родителей которые участвовали в данной деятельности.

При реализации вопросов сотрудничества и взаимодействия немаловажное значение имеют взаимопосещения мероприятий дошкольного учреждения и школы и определение совместных путей по решению вопросов в работе, способствующей позитивной социализации будущих школьников, что дает возможность нашему коллективу совместно с педагогами школы повысить качество образовательных услуг. Важно отметить что выпускник - дошкольник сегодня может легко адаптироваться в школьной среде, что подтверждается конкретными результатами. Это участие выпускников-дошкольников в различных мероприятиях на уровне школы, города, района.

В дошкольном образовательном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями. Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост социально-личностного развития детей. Это хороший показатель, свидетельствующий об успешной реализации социального заказа.

В итоге проведенной работы были получены достаточно высокие результаты. Благодаря ведению инновационной деятельности в дошкольном учреждении значительно увеличился уровень сформированности личностных качеств детей в экспериментальных группах по всем направлениям.

Инновационная деятельность в ДОУ поспособствовала не только объединению педагогических работников для работы в комплексах при разработке программ, имеющих определенные цели, но и позволила сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников. То есть обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение педагогической грамотности родителей, направленной социально-личностное развитие дошкольников. А это означает, что мы достигли тех результатов, которые планировали еще на подготовительном этапе. [1]

Список литературы

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005

2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Мозаика-Синтез., 2005 г.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб. : Детство-Пресс, 2002

4. Козлова С. А. «Я-человек» Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996

5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в условиях с. р. ц. В нашей стране последние время особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственному воспитанию детей. Дети – это будущее нашей страны.

Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация инновационной деятельности в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников
Опубликовано: 27 января 2013 в 18:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...