Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей

Трофимова Татьяна
Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей

СЛАЙД 2

«Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству»

Н. А. Ветлугина

В наше время проблема художественно-эстетического развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах

Художественно – эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, именно с раннего возраста необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность, оригинальность и неповторимость окружающего мира. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. По мнению В. А. Сухомлинского “если вы сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств”. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития : он овладевает многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, пластилином; ребенок начинает небезразлично относиться к окружающей обстановке, к своему внешнему виду; малыш уже предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

СЛАЙД 3

В соответствие с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает следующие направления работы:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

СЛАЙД 4

Художественно-эстетическое развитие в нашем детском саду осуществляется по таким направлениям, как:

• разработка и реализация содержания образования (реализуются рабочие программы воспитателей 2 группы раннего возраста и первой младшей группы, составленные на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» / под редакцией Т. И. Бабабевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, 2014 год; специально организованное обучение осуществляется посредством занятий по рисованию (используются как традиционные приёмы и методики, так и работа с нетрадиционными материалами: рисование ватными палочками, рисование кусочками поролона, пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование по крупе, аппликация крупой, аппликация салфетками и другие техники, лепке, аппликации (сухая аппликация, конструирование)

• создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение - используются такие педагогические технологии и методические разработки как: раздел «Чтение худ. литературы» - Л. Е. Лебедевой «Добрые досуги по произведениям детских писателей», Л. М. Гурович «Ребенок и книга»; раздел «Художественное творчество» - Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд», Н. Н. Леоновой «Художественное творчество. По программе «Детство», Г. И. Винниковой «Занятия с детьми 2-3 лет. ИЗО, художественная литература»;);

• создание условий для самостоятельной деятельности детей (развивающая предметно-пространственная среда);

организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями в соответствие с циклограммами, разработанными на каждую возрастную группу).

СЛАЙД 5

Для успешной реализации задач художественно-эстетического развития создаются следующие условия:

• тесная связь с искусством;

• индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

• взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;

• целенаправленная работа по освоению детьми доступных им средств художественной выразительности;

• интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

• создание эстетической развивающей среды.

Мы считаем, что одним из важнейших направлений художественно-эстетического развития и фактором успешного развития творческих способностей детей раннего возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая:

• учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

• дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности воспитанников групп;

• воспитывает эстетический вкус у дошкольников;

предоставляет каждому ребенку свободу в выборе деятельности;

• учитывает «зону актуального развития»;

предполагает комфортную психологическую обстановку;

• активизирует самостоятельное решение детьми задач без предварительного обучения;

• способствует раннему физическому и интеллектуальному развитию детей.

СЛАЙД 6

Развивающую предметно-пространственную среду можно условно разделить на МИКРОСРЕДУ (внутренне оформление и наполнение помещений) и МАКРОСРЕДУ (ближайшее окружение детского сада).

Микросреда нашего корпуса наполнена оборудованием, которое соответствует требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетичности и развития. Для внутреннего дизайна помещений и групп, используются спокойные тона. Мебель в группах соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать — это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещениях групп подвесных модулей и цветовых каскадов, создают эстетическую атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Пространство групп организовано в виде «центров», оснащенных доступными детям игрушками, играми, оборудованием и материалами.

Такая организация позволяет нашим воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

СЛАЙД 7

«Центры театрально-музыкальной деятельности». Ребенок – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра (пальчиковый, плоскостной, настольный). Центры музакально-театральной деятельности — один из активных секторов в наших группах. Все материалы и оборудование располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.

Имеются атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр, для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов, для показа детям инсценировок по сказкам, для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

СЛАЙД 8

«Центры ряжения».В наших группах есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность.

СЛАЙД 9

«Центры книги».Самым доступным и эффективным способом художественно-эстетического развития детей является чтение. В группах имеются детские книги доступных литературных жанров: сказки, стихотворения, загадки; большие, средние и маленькие с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками, книжки-раскладушки.

Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

• знакомим с уголком книги, его устройством и назначением,

• приучаем рассматривать книги и картинки только рядом с уголком, сидя за столиком;

• сообщаем правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

СЛАЙД 10

«Центры воды и песка». Данные центры помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, развиваем мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

СЛАЙД 11

«Центры сенсорного развития». У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук, сформированности представлений о форме, величине, цвете предметов, поэтому мы активно применяем сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, различного рода шнуровки, дидактические игры, оборудование и материалы.

СЛАЙД 12

«Центры творчества». В уголках по художественному творчеству в наличии имеются: альбомы, цветная бумага, картон разных видов, карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, стаканчики-непроливашки, пластилин, дощечки для работы с пластилином, разные виды трафаретов, мелки цветные, мелки восковые, разные виды бросового материала, которые используются в самостоятельной и совместной деятельности по художественному творчеству

СЛАЙД 13

«Выставки творчества». Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник. Участие в творческих выставках родителей воспитанников стало традицией нашего корпуса, что привело к положительным результатам – родители стали проявлять активный интерес и участвовать в благоустройстве групп и прогулочных участков. Руками родителей изготовлено много разнообразного нестандартного оборудования.

СЛАЙД 14

Хочется остановиться подробнее на работе с родителями.

«Информационные уголки для родителей». Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей являются важными задачами детского сада. Наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей является оформление родительского уголка в детском саду. В нем педагоги знакомят родителей с методами воспитания, помогают им советами и консультациями, представляют важную информацию по основам художественно-эстетического развития малышей. Хочется еще раз подчеркнуть что гораздо больших успехов можно добиться в сотрудничестве с родителями.

СЛАЙД 15

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает творчество как предпосылку формирования базиса личностной культуры. Творческий ребенок – это успешный ребенок. В группах корпуса совместная с родителями работа по художественному творчеству начинается ещё в адаптационный период. Стали традиционными в этот период занятия клуба «Выходного дня». Эти занятия позволяют нам не только начать работу по формированию интереса детей к художественному творчеству, но и создать положительный эмоциональный фон в отношении между детьми, педагогами и родителями.

СЛАЙД 16

Макросреда. Правильно спланированный, хорошо озелененный и эстетично оформленный прогулочный участок также является важнейшим условием художественно-эстетического развития дошкольников. На участках организуется ежедневное наблюдение за красотой и изменениями живой и неживой природы в разные времена года. Полученные яркие впечатления надолго остаются в памяти детей, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру, эстетическому вкусу.

СЛАЙД 17

Подводя итоги, хочется сказать: «Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события. Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться. Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

У талантливых педагогов – талантливые дети.

Прикреплённые файлы:

konferencija_r1mii.pptx | 24985,46 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Филиал ОКУ «Центр «Перспектива» в г. Курске Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Подготовила:.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы Видео Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы. Цель: создание условий направленных на развитие личностных особенностей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе Стендовый доклад о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды в средней группе с учётом требований ФГОС ДО к образовательной.

Организация предметно-пространственной среды с использованием игровых технологий как средство развития личности детей Игровые технологии доставляют максимум удовольствия ребенку и в правильно построенной развивающей предметно-пространственной среде являются.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУ Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе "Капельки"Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Тема семинара «Организация развивающей предметно- пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 02:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД