Получи документы

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Елена Рыбакова
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

На этапе завершения дошкольного образования в контексте понятия «самостоятельность» целевыми ориентирами (п. 4.6 ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

Публикация «Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Формирует у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых, физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность.

Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства!

Этому способствуют ряд факторов:

- Запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. д.);

- Генетическая наследственность (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми);

- Преобладание статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные игры и т. д. ;

- Недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря;

- Ограничение ДА на прогулках, небольшие по площади игровые участки, группы.

Самостоятельная двигательная активность детей требует особого, опосредованного руководства. При её организации необходимо учитывать:

- интересы ребёнка к играм и различным видам деятельности;

- предшествующую и последующую деятельность детей;

-индивидуальные особенности детей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой (например, детям, долго прыгающим через скакалку, предлагаю поиграть в кегли, или другие спокойные игры; поддерживаю детей при неудачных попытках)

В своей работе:

- учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь, на их интересы, показываю разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок;

- наблюдая за детьми, стараюсь видеть всех и при необходимости оказываю помощь;

-предусматриваю каждому ребенку место для движений, чтобы никто никому не мешал;

-привлекаю детей к размещению физкультурных пособий стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

-пытаюсь без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.);

-отдаю предпочтение пособиям, требующим активных действий;

-периодически вместе с детьми строим «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждаю преодолевать их «по-разному».

Детям и в зале, и на улице предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой и спортивной площадке.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, потребности в движениях, а также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей, вместе с педагогами организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Выстраиваем из физкультурных пособий комплексы, различные «полосы препятствий», натягиваем шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, перепрыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться, дорожки, кочки, туннели, лестницы, «классики» и др.

Дети в самостоятельной деятельности хорошо используют многообразные тренажёры, как стандартное так и нестандартное оборудование. Кольцебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки,

Для 5—6-летних детей широко использую элементы спортивных игр — городки, серсо, баскетбол, бадминтон, футбол. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организуют игры-эстафеты и игры с элементами соревнования, наблюдаю за этими играми и корректирую их ход.

Имеется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящих из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Оформлены альбомы о спорте, углублённые знания о физической культуре способствуют и собирание детьми разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря, решение кроссвордов.

В результате наблюдения показывают, что снизилась хаотичная спонтанная ДА дошкольников. Дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Большая часть детей самостоятельно выбирают вид деятельности, сами могут инициировать ее.

Например, уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) младшие дошкольники способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Публикации по теме:

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему "Детям о православных праздниках"«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу.

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространстваОрганизация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная.

Организация безопасной предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития.

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной.

Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Воспитатели: Дружкина С. П. Прохорова Н. Ю.

Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная.

Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС ДОО. На родителей ложится особая ответственность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 07:05
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД