Папки-передвижки

Особенности формирования книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Елена Богатырева
Особенности формирования книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание уделяется формированию в образовательной организации образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и реб нка. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности.

Публикация «Особенности формирования книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Важная роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка-дошкольника является общепризнанной. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. М. М. Алексеева отмечает: «Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества и его культуру».

Одной из задач образовательной области «речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: «Развитие книжной культуры у детей дошкольного возраста». В настоящее время существует множество подходов к изучению книжной культуры. Это понятие рассматривается в различных аспектах философией, социологией, психологией, педагогикой, литературой и другими отраслями науки. Современный исследователь Л. Г. Иванова отмечает, что книжная культура – понятие настолько широкое, что в научной литературе не существует единого подхода к его определению. Рассмотрим некоторые из них. В словаре «Социология культуры» дано следующие определение: «Книжная культура – это культура, основанная на производстве, хранении и потреблении информации, собранной, систематизированной и приспособленной к потреблению в форме книг и преимущественно буквенного текста».

В. И. Васильев, директор Научного центра исследований истории книжной культуры, говорит о книжной культуре как о «синтезе духовной культуры и искусства, продукте духовной культуры и духовного производства, материальной культуры и материального производства». По мнению В. И. Васильева, книжная культура состоит из : культуры книги (издательская культура, искусство книги, типографское искусство, искусство переплета, культуры распространения книги в обществе, культуры чтения.

С. Н. Лютов также, анализируя различные подходы к изучению книжной культуры, говорит о том, что «сложность изучаемого феномена заключается в том, что книжная культура представляет собой неразрывное единение двух систем: книга как многоуровневая система, вобравшая в себя достижения материальной и духовной культуры, и книга в системе динамично развивающейся культуры». Такие исследователи как А. А. Сидоров, В. И. Гульчинский, А. М. Панченко, С. А. Пайчадзе и др. подчеркивают, что книжная культура является показателем уровня технологического развития государства и свидетельствует об интеллектуальном потенциале населения. Как видим, понятие книжная культура гораздо шире, чем просто знакомство с художественной литературой. В данной статье под «книжной культурой» понимается исторически обусловленная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги.

Проблема формирования книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах Л. М. Гурович, Л. Г. Ивановой, Н. С. Карпинской, Б. А. Ланина, Р. Шартье и др. В своих работах ученые доказывают, что старший дошкольный возраст является сенситивным для включения реб нка в читательскую деятельность, так как именно в эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы книжной культуры. Л. М. Гурович пишет: «Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом».

Содержание воспитательно-образовательной деятельности по формированию книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста заключается в : знакомстве с художественными произведениями различного жанра и их авторами – писателями и поэтами («круг детского чтения»); уважительном и бережном отношении к книге (своевременный ремонт книг в творческой мастерской); привитии интереса к играм-драматизациям, музыкально-театральным играм, играм, связанным с речевым творчеством («Подскажи рифму», «Слова-перевертыши», «Придумай загадку» и др.); знакомстве с оформлением и иллюстрированием различного вида книг (книги-раскладушки, книги-малышки и пр.); знакомстве с книгоизданием и созданием других форм печатной продукции (газеты, журналы, альбомы); знакомстве с историей создания рукописных книг и книг малышек; знакомстве с системой распространения книжной продукции (книжные ярмарки, магазины, библиотеки) и др. Содержание работы определяет направления воспитательной и образовательной работы по данной проблеме в дошкольной организации.

Опишем особенности построения воспитательно-образовательной деятельности по некоторым направлениям. Содержание Центра литературного чтения (книжный уголок, книжный центр) должно способствовать тому, чтобы дети имели возможность каждодневного общения с книгами. Книги присутствует во многих видах их деятельности (восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной и др.). Важно сделать Удобное расположение Подобрать спокойное место подальше от дверей – избегать хождения и шума Хорошее освещение в дневное и вечернее время Расположить уголок близко к источникам света, недалеко от окна. Использовать светильники вечером, чтобы дети не портили зрение. Сделать уголок уютным и привлекательным. Для этого можно поставить мебель, которая будет отличаться от остальной мебели группы. Оформить Центр предметами народно-прикладного искусства, репродукциями картин известных художников, портретами поэтов и писателей. В содержание Центра включить книги разных жанров и тем. Увеличить количество книг до 10–12. Содержание Центра литературного чтения: две – три книжки со сказками, к которым у детей особый интерес Две-три книги о жизни природы, о животных и растениях. Стихи, рассказы, которые знакомят с историей нашей родины, в том числе и «малой» родины. Книги по пройденному материалу образовательной программы, а также книги, с которыми знакомятся на занятиях. Юмористические книги, например, с детскими шутками, анекдотами и др. «Толстые» книжки, например, энциклопедии по разным направлениям Иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома.

Организация воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста традиционно осуществляется в форме чтения, рассказывания детям, заучивания наизусть и пересказа детьми художественных произведений.

Опыт организации практической деятельности по работе с книгой показывает, что для современного дошкольного образования важно использовать не только традиционные формы (занятия, словесные и дидактические игры, речевые упражнения, игры-драматизации и театрализации и др., но и современные технологии, формы и методы. К ним можно отнести: речевые тренинги, работа в творческой мастерской, оформление тематических выставок, библиотек, создания минимузеев книги, создание макетов книги (из истории книгопечатания) и детского книгоиздательства, участие в социальных акциях, создание буктрейлеров и др. Например, для создания буктрейлеров используются информационно-коммуникативные технологии. В современных словарях буктрейлер – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг, пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Данная работа не только интересна для детей и педагогов, но и позволяет привлекать к образовательной деятельности родителей и социальных партнеров (работников библиотек, музеев, книжных магазинов и др.).

Другой, не менее интересной и результативной для образовательной и воспитательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, является технология «социальная акция» (автор Н. П. Гришаева). Данная технология, по мнению Н. П. Гришаевой, направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов образовательного процесса, являясь действенным способом реального включения родителей в жизнь детского сада. Примером такой акции, ставшей традиционной для многих детских садов и школ, можно назвать Международный день книгодарения, в рамках которого проходит акция «Подари книге вторую жизнь».

Правильно организованный Центр литературного чтения, систематическая и планомерная работа по ознакомлению с художественной литературой (детская литература и литература, используемая в детском чтении) в различных формах, а также использование современных методов и технологий в целях знакомства с историей книгопечатания, книгоиздательства, с современными формами распространения книг, позволяет эффективно решать все задачи по формированию книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей возникновения русской азбуки и Дня славянской письменности и культуры. Задачи: - прививать и воспитывать.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования книжной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июня 2022 в 22:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД