МААМ-картинки

Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Светлана Левицкая
Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Нарушение письменной речи возникает, как правило, у детей с 3-м уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах ОНР дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии, в том числе с общим недоразвитием речи, происходит отставание в развитии этих процессов, поэтому они оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением.

Публикация «Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применение морфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

И. Н. Садовникова разработала классификацию специфических ошибок письменной речи, разделив их на 3 группы:

1. Ошибки на уровне буквы и слога :

- Пропуски букв и слогов - ученик не выделяет в составе слова все его компоненты.

- Вставки лишних букв в слово, чаще - при стечении согласных.

- Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.

- Персеверации (застревание на определённых буквах и слогах).

- Антиципации (упреждение, предвосхищение) : согласный, а реже - гласный - заменяет вытесненную букву в слове.

- Смешения букв: они указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:

- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных;

- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы - при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании, в таких заменах совпадает написание первого элемента двух букв.

2. Ошибки на уровне слова :

- Раздельное написание частей слова наблюдается, когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение, либо при стечении согласных.

- Слитное написание слов: слитное написание предлога или союза с последующим словом; слитное написание двух самостоятельных слов. В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно.

- Морфемный аграмматизм - неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса.

- Смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.

3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:

- Отсутствие заглавной буквы в начале предложения.

- Отсутствие точки в конце предложения.

- Неправильная связь слов в предложении или словосочетании: ошибки в предложно-падежном управлении; ошибки в согласовании имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т. д. ; неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа; неправильный порядок слов в предложении; пропуск значимых частей предложения.

Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложения, сочинения) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточные связность, последовательность и логичность изложения, так и недостаточно адекватного использования лексических, грамматических и синтаксических средств.

У детей с ОНР 3 уровня встречаются ошибки на письме, связанные и с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также пространственных представлений (оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях букв на письме). Чаще всего наблюдаются ошибки в различении графически сходных букв. Сюда же относится зеркальное письмо; искаженное написание элементов букв; недописывание отдельных элементов или лишние элементы букв. Оптические дисграфии сопровождаются нарушениями рисования, конструирования.

Итак, для овладения письмом имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи, а также зрительно-пространственных представлений. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в дальнейшем находят свое отражение и в письменной речи. Дети с ОНР 3 уровня – особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму, поэтому предупреждение нарушений письменной речи является одним из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 03:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД