Лучший педагог года

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста. (6 фото)

Ольга Шумкова
Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель первой категории: Шумкова О. В.

Цель: формирование ролевого поведения.

Задачи:

• Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

• Помогать играть рядом, не мешая друг другу.

• Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Публикация «Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

• Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

• Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

• Подводить детей к пониманию роли в игре.

• Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В Программе от рождения до школы / под редакцией М. Васильевой определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей : умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности : Первая младшая группа (с двух до трех лет).

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3-6 минут). Чем же обусловлен переход от сюжетно- отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре- общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно- отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий:

Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

Накопление предметных игровых действий;

Наличием разных игрушек;

Частотой общения с взрослыми;

Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух- трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде : ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др., но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно – ролевыми.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

Особенности игры детей младшего возраста :

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль

(Я – это Я и Я- зайчик или шофер).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

У мамы – набор предметов быта.

У врача – медицинские инструменты, лекарство.

У шофера – транспортное средство.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

Система работы воспитателя по развитию сюжетно – ролевых игр детей 2 -3 года жизни.

Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», - в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами :

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Таким образом,воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действии). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т. е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили молодцы!».

В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с этой ролью. У младших дошкольников идет овладевание функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом, который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, - это большая творческая задача воспитателя.

Учитывая все выше изложенные рекомендации, я постаралась в своей группе создать необходимые условия для развития игр детей, я хорошо понимаю, что игра – одно из главных средств воспитания детей дошкольного возраста. Обязанность работников детского сада создать наиболее благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В игровой комнате я поставили мебель так, чтобы свободного, открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты различных сюжетных игр расположила в развернутом виде т. е. в зоне доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую обстановку, у нас в группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный строитель. Дети вместе с воспитателем в зависимости от сюжета, пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами могли создавать недостающие атрибуты для своих игр. Мальчики любят играть с кубиками и машинками, им очень нравится кататься на велосипедах, а девочки в свою очередь по своему пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы (разные, машины (специализированные, большие и маленькие, кухонная посуда и различная бытовая техника, (спальная, кухня и т. д., игрушки- животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей.

Наблюдая за играми своих детей я убедилась, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.
МБДОУ Детский сад Жемчужинка Особенности сюжетно ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой категории Шумкова О Цель формирование ролевого поведения Задачи Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников Помогать играть рядом не мешая друг другу
Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играхФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Сорокина Наталия Николаевна,.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени.

Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников.

Перспективный план сюжетно ролевых игр в подготовительной группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО РОЛЕВЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Шампарова Любовь Ивановна КБР г. Нарткала МКДОО.

План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие за сокровищами». Участие в конкурсе План-конспект сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие за сокровищами». Подготовила: воспитатель Глухова.

Сюжетно-игровое занятие для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Мы идем в цирк» Сюжетно-игровое занятие для младшего и среднего дошкольного возраста «Мы идем в цирк» Задачи: -упражнять в подбрасывании мяча вверх и ловле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 21:17
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД