Лучший педагог года

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Зоя Атрощенко
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Отчёт по самообразованию

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Подготовила: Атрощенко З. А

Актуальность выбранной темы

Каждый ребенок с самого рождения отличается пытливостью своего ума и непреодолимой тягой к знаниям. Сделать так, чтобы этот интерес не угас - важнейшая задача, которую должен решить педагог, выстраивая содержание воспитательно – образовательного процесса.

Публикация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» размещена в разделах

Учитывая, что в современном обществе особенно востребованными являются люди, отличающиеся высоким интеллектом и развитым логическим мышлением, особого внимания педагогов заслуживает формирование математических знаний у дошкольников. Еще в древности математику считали царицей всех наук. Это мнение неопровержимо и в наши дни, ведь в основе этой науки скрывается поистине уникальный развивающий потенциал. Практика доказывает, что занятия математикой в определенной системе развивает все психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение, а также личностные качества (настойчивость, терпение, умение доводить начатое до конца) ребенка.

В условиях принятия ФОП ДО целевыми ориентирами в старшем дошкольном возрасте являются : использование ребенком математических знаний, способов и средств для познания окружающего мира; способность к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим; умение оперировать предметами разными по величине, форме, количеству; владение счетом, ориентировкой в пространстве и времени.

Конечно, математика – наука, крайне сложная, и ее постижение не всем дается с одинаковой легкостью. Поэтому при организации занятий по ФЭМП педагогу стоит использовать средства, наиболее доступные для восприятия детьми. Одним из таких средств, безусловно, является дидактическая игра. Умело маскируя образовательную задачу под игровую, педагог способен поддерживать у детей интерес к занятиям продолжительное время, и при этом добиваться стойкого положительного результата. Интерес к изучению возможностей дидактических игр для развития математических представлений нашел свое отражение в углубленной работе по самообразованию на текущий учебный год.

Цель и задачи

Цель: повышение уровня собственной профессиональной компетентности по вопросу формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр.

Задачи:

• проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;

• оценить целесообразность и успешность использования дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросу математического развития детей;

• поделиться опытом с коллегами на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Дети станут лучше ориентироваться в основных математических понятиях.

2. Дети научаться аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Дети научаться последовательно излагать свои мысли.

Организация работы над темой

В процессе работы над темой была изучена методическая литература, проанализирован опыт коллег в данном направлении.

Проведен мониторинг уровня сформированности математических представлений воспитанников. В основу мониторинга легла педагогическая диагностика по требованиям основной образовательной программы.

В результате был выявлен преимущественно низкий уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства детей.

На основании полученных данных результата мониторинга на начало учебного года был составлен план мероприятий на текущий учебный год, предполагающий подбор дидактических игр математического содержания по следующим категориям:

• игры на развитие внимание («В магазине зеркал», «Найди лишнее», «Найди отличая»)

• игры на формирование количественных представлений («Какое число пропущено?», «Сравни числа»)

• игра на развитие представлений о величине («Посадим ёлочки в ряд», «Красивый узор»)

• игры на развитие пространственных представлений («Автогонки», «Найди игрушку», «Дорога в детский сад»)

• игры на ориентировку во времени («Что мы делаем?», «Назови части суток», «Живая неделя»)

• игры на развитие логического мышления («Верю не верю», «Назови одним словом», «Ассоциации»)

• игры с блоками Дьенеша;

• игры с палочками Кюизенера;

• игры на развитие памяти («Прогулка по зоопарку», «Хамелеон»).

• игры на развитее творческого воображения («Сказка наизнанку», «Цепочка слов»)

Перечисленные виды игр и их примеры использовались как во время организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для повышения интереса к самостоятельной игровой деятельности математического содержания в группе был создан центр математического развития «В гостях у Незнайки», в состав которого вошли настольно - печатные игры на липучках, настольные развивающие игры : шашки, шахматы; дидактические пособия : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Танграм; счетный материал, счетные палочки, карты – схемы для работы с пособиями.

В течение учебного года продуктивно велась работа с родителями воспитанников:

• проведено анкетирование «Роль математики в жизни моей семьи»;

подготовлены консультации: «Математика по дороге из детского сада домой», «Обучение счету и основам математики»; «Как помочь ребенку зрительно запомнить изображение цифр»;

• разработана папка – передвижка «Математика для дошкольников»;

• организовано родительское собрание «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики».

Опыт работы по теме представлен коллегам в форме консультации «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики», а также мастер – класса по изготовлению развивающей игры «Что сначала, а что потом"».

Результат

В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса в области «Познавательное развитие». Результат представлен в диаграмме.

Результат мониторинга на конец учебного года.

Таким образом:

• дети научились аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

• дети научились последовательно излагать свои мысли;

• дети стали целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

• дети стали легко ориентироваться в основных математических понятиях и категориях:

- освоили прямой и порядковый счет в пределах 10;

- легко устанавливают соответствие количества с цифрой;

- умеют ориентироваться на собственном теле, в помещении и на плоскости;

- усвоили времена года;

- ориентируются в частях суток;

- знают названия геометрических фигур.

Помимо этого, произошло значительное повышение знаний у родителей воспитанников о необходимости целеноправленного формирования у детей математических представлений в игровой форме.

По результатам работы в течение учебного года был систематизирован материал по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом использования дидактических игр и в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей этой возрастной категории.

Перспективы на будущий год

По результатам углубленного изучения темы по самообразованию можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр заметно облегчает детям освоение математики.

Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления.

Список используемой литературы

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М. : Дрофа, 2001.

2. Белошистая А. Занятия по математике : развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.

4. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. - М. : Просвещение, 2007.

5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

6. Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М. : ТЦ «Сфера», 2003.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 27 января 2024 в 22:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД