Папки-передвижки

Ознакомление детей с традициями народов Севера

Марина Бенько
Ознакомление детей с традициями народов Севера

Ознакомление детей с традициями народов Севера.

Эколого-этнографический проект.

Цель проекта:

Дать детям начальные знания о культуре, истории и природе земли Югорской.

Задачи:

Дать детям географические и природоведческие представления о Севере, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его.

Формировать у детей чувство любви к Родине, к родному краю, стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Публикация «Ознакомление детей с традициями народов Севера» размещена в разделах

Воспитывать эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории.

Проект: Долгосрочный

Пускай бураны злятся — все напрасно!

Пусть темень девять, месяцев в году!

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду.

«Культура и быт народа ханты»

Цель: дать представление о материальной культуре и духовном богатстве коренных народов Сибири.

Задачи:

Формирование представления о культуре северных народов : традиционных занятиях, средствах передвижения, одежде, домашней утвари; о традиционных поселениях, жилище, хозяйственных постройках и древнем традиционном занятии оленеводстве;

Развитие интереса к изучению элементов духовной культуры народа ханты (религиозным верованиям, обычаям и традициям, связанными с повседневной жизнью обско-угорского народа);

Развитие логического и аналитического мышления, зрительной и слуховой памяти;

Воспитание экологической культуры дошкольников на примере бережного отношения народов Сибири к природе, экономичного и рационального использования природных материалов.

Чтобы у ребёнка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого чувства у детей играют знания. В решении этих задач необходимо дать детям географические представления о Севере, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его, с природой Севера.

Обращение к культуре народа ханты не случайно. Экологов давно привлекает заботливое отношение народа к природе. Они почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами; для них она всегда оставалась и остаётся «живой». Природа даёт жителям тайги бесценные богатства. Одаривает древесиной, лесными ягодами, грибами, кедровым орехом, из корневищ кедра изготавливают различные вещи, например, верёвки, рукоятки для ножей. В тайге обитают олени и лоси. В озёрах и реках с глубокой древности люди ловили рыбу, она является их основным продуктом.

Любви к природе учат с детства. Нельзя без надобности рубить лес, загрязнять водоёмы, излишне рвать траву, необходимо быть осторожным с огнём. Основным законом взаимоотношений человека с природой является такое утверждение: «Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью».

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту — это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к Северу.

Познавательная минутка.

Чтение мансийской легенды «Гнев тайги»

На Севере нашей страны, в тундре и тайге, по берегам сибирских рек, вдали от промышленных и культурных центров расселяются аборигены Севера.

Какой бы деятельностью ни занимались коренные народы, будь — то рыболовство, охота или собирательство, — они старались никогда не брать лишнего, а лишь то, что необходимо, не причинять ущерба природе. Об этом свидетельствуют многочисленные сказки и мифы, рассказывающие о наказаниях, которые обрушивались на головы природовредителей. Примером тому может служить мансийская легенда «Гнев тайги» в пересказе сибирской писательницы М. Анисимковой

Вот послушайте.

В давние времена Югорский край был сказочно богат: все озёра и болота были заняты утками, гусями да лебедями, а в лесах — тучи боровой птицы. И зверя всякого полным — полно. Люди жили привольно, не берегли богатство природы. Только одному человеку была не безразлична судьба природного края — старому Тасману. Сколько раз он ругал парней, которые ради потехи стреляли серых уток.

Как—то старик в тайге увидел раненного лося. Он силился подняться на длинные ноги, но снова падал, от боли закинув на спину тяжёлую голову с боль-шими рогами. Тихо подошёл к нему Тасман. Лось не испугался, не вздрогнул.

— Добрый человек! — промолвил зверь. — Помоги мне встать на ноги, и тогда они понесут меня как ветер!

Наскоро Тасман нарубил жердей и стал поднимать тяжёлого лося. Пот стекал с лица от усталости, дрожали руки и ноги. На закате солнышка помог Тасман встать лосю. Зверь лизнул руки Тасмана, сказал:

Если трудно тебе будет, старик, ищи меня. Помогу! — и скрылся за лесом.

… Шло время, но озорники не слушали старика Тасмана и били не жалеючи зверя. Затосковал Тасман и не стал выходить из юрты, чтобы не встречаться с ними.

А однажды проснулись люди, вокруг ни ветерка, ни свиста, ни взлёта птиц, ни шороха зверей. Люди вышли из юрт. Светило солнышко, но тайга стояла безмолвная. Многие, взяв луки, пошли в лес, поплыли по реке, но вечером возвратились ни с чем. И снова все молчали. Озё ра и болото вымерли: не стало в них уток. В лесах потерялся зверь.

Стал людей одолевать голод. Большая беда пришла в тайгу, и тут все вспомнили про старого Тасмана.

- Это великий Гнев тайги! — сказал Тасман. — Тайга рассердилась, тайга свой гнев послала.

— Добрый Тасман, научи нас, что делать? — стали просить старика люди.

И поняли все, что один Тасман не виноват перед тайгой, что его послать к Гневу тайги надо. Только к Тасману давно старость пришла.

Долго думал старик, как помочь людям. Вспомнил слова лося. Надел малицу и направился Тасман в тайгу. Только зашёл он за первое дерево, как навстречу ему лось.

— Не меня ли ты ищешь, старый Тасман? — спросил зверь. — Проси, что тебе надо, только быстрее, я помогу тебе!

— Помоги, добрый зверь, нашим людям! — промолвил старик. — Страшный голод пришёл в наш край.

Лось молчал. Потом говорит:

— Это Гнев тайги. Он наказал всех, кто не берёт добро её. Всех зверей и птиц спрятал Гнев от человека.

— А как же тогда, ты, лось, на свободе? — спросил Тасман.

— Гнев отпустил меня на три дня и три ночи найти ослушницу сову. Но я обещал тебе, старик, помочь. Садись на меня, и я понесу тебя, куда скажешь!

— Вези, добрый лось, к Гневу тайги! Хочу его видеть.

Долго упрямился зверь, но потом согласился.

долог был путь. Привёз он старика в самую глубь тайги. Кругом стояли старые, хмурые кедры. Было темно вокруг: ни звука, ни шороха, ни света.

Тасман низко поклонился на все стороны и пошёл в царство вечной тьмы.

Чем дальше шёл Тасман, тем лес становится гуще, и скоро тёмная стена деревьев встала перед ним.

Вдруг промелькнул солнышка луч и вспыхнул огоньком рябиновый куст. Перелетела с ветки на ветку птичка серенькая с белой грудкой, клюнула ягодку одну, другую, звонко щёлкнула клювом, повернула головку с бойкими глазками Тасману, проговорила голосом человеческим:

— Зачем ты пришёл в моё царство?

Тасман ласково спросил:

— Кто ты есть, добрая птичка?

Птичка молчала.

— Я пришё л к Гневу тайги спросить: зачем он упрятал всё живое от людей? Зачем он так сердит на людей?

— Искать долго не надо, — сказала птичка, — я Гнев тайги.

— Ты? Такая—то крохотная птичка — Гнев тайги?

— Я и доброта, и гнев, — прощёлкала белогруда. — Когда люди разоряют лесное царство — уходит доброта, прячется, остаётся гнев и голод. Когда люди добрые — плачу я им щедро: грибами, ягодами, шишками, лесными зверями и птицами. В такую пору сама дружу с человеком, сажусь на плечо к нему.

Вздохнул Тасман и сказал:

— Не права ты, птичка — белогруда. Не все виноваты в тайге, а ты наказала всех.

Притихла птица. Услышал Тасман, как забила она крылышками, забегала бойко по рябиновым веткам.

— А кто в тайге не грешен? Все! Все разоряют тайгу!

— Нет, не все! — спорил Тасман.

— Ладно! — проговорила птичка. — Сейчас мы посмотрим, грешен ли ты. Попробуй-ка из пчелиного роя взять пригоршню мёду. Если возьмёшь — твоя, правда, помогу тебе. Если нет — разговаривать с тобой не о чем.

Вдруг снова промелькнул лучик солнышка, и перед Тасманом появилось старое дуплистое дерево. Вокруг него роились пчёлы. С опаской подходил к дуплу Тасман.

А пчелиная матка облетела вокруг него, прожужжала над самым ухом и села на соты. Дотронулся Тасман до ноздрястых восковых домиков. Притихли пчёлы, заползли, защекотали руки старика. Достал Тасман пригоршню мёду чистого, только хотел обернуться, как слышит голос сзади.

— Твоя, правда, старик. Виновата перед тобой я, — прощебетала белогрудая птичка. — Но озорники принесли много горя. А тебе скажу: если ты мою просьбу выполнишь, верну людям богатство тайги. А найти тебе нужно сову — ослушницу и привести сюда.

Заторопился Тасман на тропинку, по которой пришёл. Лось ждал его. И снова быстрее ветра понёс лось старого Тасмана по угрюмой тайге.

И увидел Тасман, как, поклёвывая ягодку, у подножья горы ходит птица.

— Это она, — прошептал лось.

А сова взлетела на выступ скалы и завертела головой из стороны в сторону, громко постукивая крепким клювом. Сплёл он петли из трав и припрятал их под каждым кустом. Ждёт. Прошёл день, другой, а сова сядет поодаль, клювом щёлкает, словно смеётся над стариком. Вдруг от громкого крика вздрогнул Тасман, спохватился, побежал на шум и видит: лось наступил сове копытом на крыло и держит. Взял мешок, старик. Набросил его на сову, завязал накрепко и пустился в обратный путь.

Был на исходе третий день, когда лось привёз Тасмана в царство Гнева тайги.

— Поймал ослушницу! Спасибо, старик! — прощёлкала белогруда.

— Не видать тебе больше солнца! Не будешь летать днём, обижать птиц и зверей маленьких. Ночью на охоту вылетать станешь.

А Тасману сказала:

— Иди домой, старик!

Долго ещё стоял Тасман, но ничего больше не сказала ему птичка.

Лось послужил старику и тут. Повёз Тасмана в родное селение.

А над ними с шумом пролетела стая уток к озеру.

Много лет прошло с тех пор, но ослушница сова и сейчас боится солнца и охотится только ночью, а люди помнят о Гневе тайги и берегут лесные богатства.

Познавательная минутка.

Знакомство с культурой и бытом народа ханты

Слово «ханты» в переводе на русский язык означает «народ», «человек». В настоящее время эти народности проживают в Хаты — Мансийском и частично в Ямала—Ненецком автономных округах.

Они населяют бассейн Средней и Нижней Оби с ее притоками.

Часто ханты расселялись по берегам рек. Поэтому основным их занятием является рыболовство. Обь — самая большая река Тюменской области. Ханты и манси называют ее «Ас»«Большая река». В мировоззрение обско-угорских народов она считается живым существом. По их представлениям, река — «текущая, текучая» вода прекрасно понимает язык людей и может «рассердиться». Поэтому ханты считают, что от добрых отношений к реке зависит их здоровье и материальное благополучие. Отдельные реки, острова, притоки нарекают священными. В таких местах нельзя ловить рыбу, охотиться, даже тогда, когда приходится голодать. Кроме этого, у коренных народов Западной Сибири существует запрет на перепромысел рыбы: всегда ловят столько, сколько необходимо семье. Считается: если у рыбака испортился улов, то он обречён на неудачу. Поэтому все излишки рыбы раздаются соседям и родне как угощение.

Знакомство со стойбищем

Ход экскурсии:

1. Введение.

Сейчас Вы находитесь на хантыйском стойбище. В таких поселениях хантыйские семьи живут, как правило, зимой. В этих местах произрастает мох, необходимый для покрытия зимнего дома, и ягель — основной корм оленей.

Одна семья обычно имеет несколько поселений: летние

располагаются вблизи рек, потому что главным занятием в

летний период является рыболовство, а зимние поселения — места их постоянного жительства.

Хантыйское стойбище занимает обширную площадь (100— 200м, на которой находятся дом и хозяйственные строения.

У хантов есть сказа: «Обиженный огонь».

Рассказывают, что ехали двое: муж, и жена. Захотели развести костёр, а огонь никак не разгорается. Тогда муж рассердился и начал топором рубить огонь. Говорит: Я всё равно в другом месте разведу огонь. Поехали на другое место и там никак не могут развести огонь, нигде не могут. Потом поехал, и приехали снова на это же место, где он костёр рубил. А там сидит женщина в красном наряде и плачет. У неё по лицу кровь течёт.

— Зачем ты меня так изрубил? Больше ты нигде не разведёшь огонь, пока не от-дашь мне свою дочь.

У них была дочь, в дневной люльке сидела. Мать заплакала и не хочет отдавать, а муж, раз уж он изрубил огонь, должен был рассчитаться Поставил люльку с ребёнком на костёр. Костёр сразу же разгорелся.

Спали на деревянных возвышениях (пары, которые располагались вдоль стен. На нарды стелются оленьи шкуры, матрацы, которые набивают сухой травой. Над нарами устраивают своего роди потолок—полку, где хранят разные вещи.

Мужские и женские вещи держат отдельно. Правый угол это «женское место», хозяйственная часть дома. Здесь располагают чувал, посуду. Также вешают женскую одежду и украшения, а рядом держат коробки для рукоделия.

В левой части дома — мужской — находятся мужские вещи, орудия охоты, ловли, инструменты.

Углы дома против входа считаются священными, там, на полочках держат культовые предметы, кроме того священным является и стена напротив входа. Здесь хранят ящик с хантыйскими оберегами и домашними духами.

Каждая семья имеет своего домашнего покровителя — духа. Хозяйка дома тща-тельно одевает его, шьёт ему красивую одежду, украшения. Ханты давно знакомы с хлебной пищей. Из покупной муки они пекут кислый и пресный хлеб в специальных глиняных печах. На выпечку хлеба уходит от 35—40 минут до часа и более, все зависит от размера. Готовый хлеб выкладывают на специальные доски, накрывают чистой тканью и хранят в амбарах.

Помимо хозяйственных амбаров, строят и священные лабазы. Они отличаются от хозяйственных не только размером, но и назначением. Здесь хранятся изображения различных божеств, каждый из которых вышивает свою функцию. У остяков в лесу во многих местах есть деревья, которые они почитают и богато одаривают — это священные деревья. Священными деревьями являются, чаще всего, высокие деревья, стоящими на холмах или утёсах. Священными деревьями могли быть самые разнообразные породы деревьев: берёза, лиственница, кедр, ель, сосна, рябина. К таким деревьям приносят дары богам и лесным духам: благодарят их за удачную охоту и рыбную ловлю. Также на священных деревьях хранят изображения хантыйских божков. Божок мог стоять у подножия дерева, висеть на дереве в берестяном кузовке или на нижних ветвях устраивали настил, а на нем маленький амбар, где хранят изображения.

На хантыйском стойбище обязательными являются постройки для оленей. Их называли — олений дом. Олений дом внешне похож на жилой дом, но в нем нет дверей. Посредине на земле устроено место для дымокура. Его ограждают тонкими жёрдочками, чтобы животные не опалили мордочки. Во время зимних морозов семья поддерживает дымокур всю ночь.

Северные народы часто называют оленеводами. Северный олень даёт человеку силу, материал для одежды, служит средством передвижения.

Олень — удивительное животное. Оно достигает в длину 1,7—2 метра и весит до 150 кг. Шерсть у него очень густая, трубчатый волос наполнен воздухом. Снабжённый такой шерстью Северный олень.

Каждая семья имеет своего домашнего покровителя — духа. Хозяйка дома тща-тельно одевает его, шьёт ему красивую одежду, украшения.

Ханты давно знакомы с хлебной пищей. Из покупной муки они пекут кислый и пресный хлеб в специальных глиняных печах. На выпечку хлеба уходит от 35—40 минут до часа и более, все зависит от размера. Готовый хлеб выкладывают на специальные доски, накрывают чистой тканью и хранят в амбарах.

Помимо хозяйственных амбаров, строят и священные лабазы. Они отличаются от хозяйственных не только размером, но и назначением. Здесь хранятся изображения различных божеств, каждый из которых выполняет свою функцию. У остяков в лесу во многих местах есть деревья, которые они почитают и богато одаривают — это священные деревья. Священными деревьями являются, чаще всего, высокие деревья, стоящие на холмах или пустошах. Священными деревьями могли быть самые разнообразные породы деревьев: берёза, лиственница, кедр, ель, сосна, рябина. К таким деревьям приносят дары богам и лесным духам: благодарят их за удачную охоту и рыбную ловлю. Также на священных деревьях хранят изображения хантыйских божков. Божок мог стоять у подножия дерева, висеть на дереве в берестяном кузовке или на нижних ветвях устраивали настил, а на нем маленький амбар, где хранят изображения.

На хантыйском стойбище обязательными являются постройки для оленей. Их называли —олений дом. Олений дом внешне похож на жилой дом, но в нем нет дверей. Посредине на земле устроено место для дымокура. Его ограждают тонкими жёрдочками, чтобы животные не опалив мордочки. Во время зимних морозов семья поддерживает дымокур всю ночь.

Северные народы часто называют оленеводами. Северный олень даёт человеку материал для одежды, служит средством передвижения.

Олень — удивительное животное. Оно достигает в длину 1,7—2 метра и весит до 150 кг. Шерсть у него очень густая, трубчатый волос наполнен воздухом. Снабжённый такой шерстью Северный олень переносит сильные морозы до 60 градусов. Поэтому так необходим мех этого животного для изготовления коренными народами Севера такой одежды и обуви.

Олень — достаточно подвижное животное, а гибкость его ног поразительна. Он свободно может почесать копытом за ухом, прочистить ноздри от намёрзшего льда.

Летом северные олени питаются листьями мелких кустарников, травами и лишайниками. Главный из них ягель — «олений мох». В нём витаминов столько, сколько в землянике и зелёном луке. Именно поэтому олени предпочитают ягель всем другим растениям тундры. Поэтому ни в коем случае нельзя срывать и вытаптывать ягель, потому что растё т и восстанавливается он очень долго: за год прирост ягеля 3— 4 мм, в целом пастбище восстанавливается примерно около 25 лет.

По поведению северных оленей ханты определяют погоду: если животные идут в направлении бора — к холоду, если чихают — к пасмурной погоде, слякотна ила бурану, если животные больше лежат — к тёплой погоде, начинают играть — к морозу.

Чум — традиционное жилище конусообразной формы. Часто его называют («Югорским восьмым чудом света). И это название вполне оправдано. Форма такого чума исключительна устойчивая при метелях и сильных ветрах, с круглой поверхностью легко скатывается снег. По преданиям многих северных народов, человек и чум появились одновременно. В чуме можно жить и зимой и летом, но ханты живут в основном летом. Меняется лишь покрытие:

летом оно из бересты, а зимой из шкур оленей. В настоящее время и то и другое заменяется брезентом. Чум рассчитан на несколько человек, его можно построить в любом месте из шестов и шкур. Чум состоит из тонких шестов, расставляемых так, что основа принимает вид конуса, этот остов покрывается шкурами, вверху остаётся отверстия для дыма. Число шестов колеблется от 25 до 40, в зависимости от размера чума.

Установка чума издревле была женской обязанностью. Последовательность установки чума традиционна : сначала выбирают площадку, размечают места для ночлега и очага. Место для чума должно быть удалено от наклонных деревьев.

У коренных народов Севера были мудрые загадки.

Отгадайте одну из таких загадок.

• Ляжет — калач, встанет — стол (Собака).

Собака была верным помощником народа ханты. Это пастух

оленьих стад у оленеводов, необходимый спутник и помощник в охоте. Поэтому ханты заботливо относятся к собакам, строят для них специальные домики. Место для собак выбирается напротив входа в дом, для того чтобы постоянно можно было наблюдать. Собака, когда видела глаза человека, она более чутко реагировала на его голос.

Народ ханты очень экономично и рационально используют всё в хозяйстве. Хорошая хозяйка никогда не выкидывает рыбьи кости и кости животных. Она аккуратно складывает их в мешок или специальный амбар (лабаз) для костей. Если костей набиралось достаточно, она берёт каменный круг, пест и толчёт их. При вытапливании костей получают костный жир, который богат витаминами. Костная масса проваривается довольно долго. При появлении на поверхности бульона образуется слой сала, который собирают ложкой в отдельную посуду. Замерзая, оно превращается во что—то наподобие сливочного масла. Из оленьих рогов ханты изготавливают наконечники стрел, детали арканов и т. д.

Интересный факт: все жилые и хозяйственные постройки ханты делали без гвоз-дей, с помощью деревянных креплений. Только такие крепления, считали местные жители, обеспечивают необходимую надёжность всей постройке.

Навес служит северным народам в качестве гаража, защищая нарты, лыжи и другие предметы быта от дождя и снега. Тем самым, продлевая им срок службы.

Вы окунулись в мир древнего и самобытного народа ханты. Он таит в себе ещё много неизученного и до сих пор вызывает интерес современного человека. Вы можете продолжить изучение культуры народа ханты на уроках литературы, истории. И каждый найдёт для себя много полезного и интересного.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артомонова. Е. В. Украшения и сувениры из бисера. – М. : Эксмо-Пресс, 2000.

2. Лукина, Н. В. Ханты от Васюгана до Заполярья. Источники по этнографии - Томск: Издательство Томского университета, 2006. Т. 2.

3. Бахлыков, П. И. Юганские ханты: история, быт, культура. – Тюмень, 1996. 4. Решетникова, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских наро-дов. – М. : Издательство ИКАР, 1997.

5. Песикова, А. С. Взгляд изнутри культуры. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006.

6. Жукгова Н. М. Методическое пособие по биологии с использованием фольклора и этнография коренных народов Западной Сибири. — Мегион, 1996.

7. В. М. Кулемзин Н. В. Лукина. Знакомьтесь: ХАНТЫ. Ответственный редактор член-корреспондент РАН В. И. Молодин.. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.

8. Администрация города Нижневартовска, Муниципальное учреждение «Этно-графический музейный комплекс имени Т. Д. Шуваева»

9. Лёзин В. А. Реки и озёра Тюменской области (словарь - справочник).- Тюмень, 1995.

10. Легенды и были деревянной речки. Полевой дневник по результатам эколога—этнографической экспедиции на р. Варьёгань Нижневартовского района 11.08—25.08. 1998г.

11. 1. Народная мудрость. - Энциклопедия, М., 1995.

12. Кузина Т. Ф. ,Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды. - Школа-Пресс, М. Г998.

13. Петровский В. А., Ларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М. ,1993.

14. Лукина Н. В. Мифы, предания, сказки хантов и манси - М. ,1990.

15. Огонь—камень. Сказки народов Тюменского Севера. Екатеринбург, 1992.

16. Народная мудрость. - Энциклопедия, М., 1995.

17. Кузина Т. Ф. ,Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды. - Школа-Пресс, М. Г998.

18. Петровский В. А., Ларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М. ,1993.

19. Лукина Н. В. Мифы, предания, сказки хантов и манси - М. ,1990.

20. Слинкива Г. Сказки Земли Югорской. Екатеринбург: Издательский дом «ПАРКУС», 2002.

21. 3. Юганские ханты: история, быт, культура:

Краткое ист. повествование о ханты Сургут, р-на / (Петр Бахлыков; Послесл. С. Пархимовича). - Тюмень: СофтДихайн, 1996.

22. Автор: Лукина Н. В. (сост.) Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) Издательство: Томск: Издательство Томского университета Год: 1979.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с традициями и обычаями татар ПоволжьяОзнакомление детей с традициями и обычаями татар Поволжья Данную тему для работы с детьми я выбрала не случайно, т. к. считаю её очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены.

План мероприятий с детьми по ознакомлению с традициями, обычаями адыгского и русского народов Разработчик: Думанишева Жанна Рашидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» Цель: - формировать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера. Задачи: - познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда,.

Конспект занятия по познавательному разитию «Знакомство с жизнью народов Севера» (с презентацией) Старшая группа ЦЕЛЬ:познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера. ЗАДАЧИ:• воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;.

Название проекта: «Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья» .

Открытие Спартакиады народов севера «Северное Сияние» Цель- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей. Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе.

Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры» «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,.

Проект в старшей группе детского сада «Жизнь народов Крайнего Севера» Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога и детей по воспитанию и образованию.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с традициями народов Севера
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 18:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД