Получи документы

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (4 фото)

Ирина Гурова
Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой деятельности обуславливаются органическим поражением центральной нервной системы. Они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребёнка с окружающими.

Публикация «Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Формирование полноценной речевой деятельности у данной категории детей – это сложный процесс, который должен сочетать лечение, логопедическое воздействие, коррекцию психофизического и личностного развития.

Каждый специалист, работающий с детьми этой категории, заинтересован в поиске наиболее оптимальных средств специального обучения в работе по совершенствованию методов коррекции и компенсации патологии речевого развития дошкольников. Одним из эффективных средств решения коррекционных задач в работе с детьми является «пальчиковый бассейн».

Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, с желанием проявляют творческую активность. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.

«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см (2;17). Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, детские надувные бассейны. Кроме сыпучих веществ для оборудования «пальчиковых бассейнов» педагоги применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки…

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.

Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с фасолью, горохом, крупой, разноцветными шариками и т. п. очень заманчива для ребёнка, вызывает восторг. Очень часто ребёнок не нуждается в инструкции, когда играет с «пальчиковым бассейном». Играя самостоятельно, выполняя несложные движения руками (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая фасоль между ладошками, закапывая руки и др., ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Имеет смысл показать ребёнку дополнительные возможности подобных игр: раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности «бассейна», выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри. Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них.

«Повар» Ребёнок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки: «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши.»

«Солим щи» Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши.»

«Где наши ручкиПедагог предлагает ребёнку спрятать обе руки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»

Можно попросить ребёнка выполнить определённое действие в «бассейне» только правой или левой рукой. В таких упражнениях развивается умение ориентироваться на собственном теле.

В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по- разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребёнка к этим звукам. Особенно детям нравится слушать, как «звучит» фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.

«Море шумит» Ребёнок осуществляет движения руками внутри «бассейна» слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.

«Ручеёк» Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности «бассейна» и слушает, как «журчит ручеёк».

«Тучка и дождик» Ребёнок держит фасоль (горох, сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро:

«Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.»

«Ливень» Ребёнок набирает фасоль (горох) двумя руками, держит некоторое время. Затем через щёлку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.

Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены детьми, можно поиграть в «Звуковые загадки». Один ребёнок выполняет движение, а остальные угадывают, на что похож звук: на шум моря или журчание ручейка…Какой дождь прошёл: мелкий или крупный? Дети по очереди могут загадывать загадки друг другу.

Очень увлекают детей игры, в которых одинаковые небольшие ёмкости с крышками, например, бутылочки, наполняются разным количеством фасоли. При этом все бутылочки при потряхивании будут звучать по-разному. С ними проводится всем известная игра «Угадай по звучанию». Варианты этой игры с использованием «пальчикового бассейна» очень разнообразны. Так, один из интересных вариантов игры – «Парные звуки». Для этой игры создаётся набор ёмкостей, среди которых имеются «одинаковые по звучанию». Ребёнок подбирает пары, потряхивая ёмкости, прислушиваясь к издаваемым при этом звукам.

С целью развития у детей пальцевого гнозиса эффективны игры на выполнение статических упражнений внутри «пальчикового бассейна». Ребёнку нужно опустить руку в «бассейн» и изобразить что-то из пальчиков (создать позу) по заданию. Создание каждого образа можно сопровождать коротким стихотворением. После выполнения задания внутри «бассейна» ребёнок вынимает руку и проверяет себя визуально. Вот некоторые из упражнений.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы сжаты в кулак. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

«Я снесла тебе яйцо».

Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении (5;7-21).

Наиболее часто используются в работе с детьми игры и упражнения на поиск различных предметов внутри бассейна Именно эти игры и упражнения наиболее увлекательны для детей и могут преследовать разнообразные цели. Так, их можно использовать с целью развития стереогноза, слухового и зрительного внимания и памяти, мышления, закрепления навыков счёта, уточнения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития слоговой структуры слова, автоматизации звуков, их дифференциации на слух и в произношении и др. Невозможно перечислить и описать все возможные варианты игр и игровых упражнений на поиск предметов внутри «бассейна». В качестве примера приведу только некоторые из них.

«Рыбаки» Морские гладкие камешки перемешиваются с фасолью (горохом). Камешки – это рыбки. Они плавают в море. Ребёнок должен найти как можно больше камешков, т. е. «поймать как можно больше рыбок». В игре могут участвовать несколько детей. После игры подсчитывается количество пойманных рыбок.

«Покормим птичек» Взрослый предлагает детям найти в «бассейне» фасоль определённого цвета, например, белую для белого игрушечного гуся, или найти горох среди фасоли для петушка… Сначала дети собирают фасоль (горох) в ладошку, а потом насыпают её в тарелочку или мисочку.

"Угадай игрушку" Взрослый прячет в «бассейне» одну игрушку или предмет. Ребёнок находит её и называет. Можно спрятать не одну, а несколько игрушек и попросить ребёнка найти конкретную по инструкции или достать все либо в произвольном порядке, либо в порядке, названном взрослым. Игрушки могут быть подобраны соответственно теме занятия. При этом, конечно, инструкции будут разными, например:

«Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на тарелку. Расскажи…»

«Найди все предметы и сосчитай их».

«Найди и назови только предметы, в названии которых есть звук [c]». (Собака, слон, лиса)

«Найди игрушку и скажи, где находится звук [л] в её названии: в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, волк, козёл)

«Доставай предметы из «бассейна» по одному. Те, в названии которых слышим [ш], складывай в мешок, а [с] – в сумку». (Кошка, лошадь, машина; лиса, собака, слива)

«Найди и определи количество слогов в слове».

«Найди предмет и назови его ласково». (Чашка – чашечка, тарелка – тарелочка)

«Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята)

«Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый)

«Найди предмет и придумай предложение о нём» и т. д. и т. п.

Дети лучше усваивают забавное, интересное. «Пальчиковый бассейн» помогает превратить традиционные задания в необычные и увлекательные для них. «Пальчиковый бассейн» можно применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут использовать его в соответствии со своими учебными планами, учитывая взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : Изд. центр «Академия», 2001.

4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Фото №1 У большинства детей с нарушениями опорно двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи Фото №2 Нарушение опорно двигательного аппарата НОДА ДЦП Нарушения речевой деятельности обуславливаются органическим поражением центральной нервной системы Фото №3 Они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи и расстройством смежных психических функций и спецификой взаимодействия больного ребёнка с окружающими
Публикации по теме:

Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Пояснительная записка Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи,.

НОД для детей 5–7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата «С Машей танцуем, играем, слушаем» Занятие для детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема: «С Машей танцуем, играем, слушаем!» Музыкальный руководитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 26 мая 2015 в 22:01
+201Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД