Лучший педагог года

Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы

Галина Лобакина
Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы

Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы

Ни для кого из вас, уважаемые коллеги, не секрет, что некоторые из произведений, запланированных в разделе «Слушание музыки», зачастую так и не успевают прозвучать на музыкальных занятиях. Мне, как воспитателю подготовительной к школе группы причины понятны: в периоды, когда происходит подготовка к праздникам, а большая часть времени на занятиях отдается репетициям, на слушание музыки практически не остается времени.

Публикация «Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы» размещена в разделах

Проблема очевидна, ведь полноценное развитие дошкольников подразумевает применение всех без исключения разделов музыкального воспитания. Работая в тандеме с музыкальным руководителем, мы попытались найти решение, используя так называемый «метод пассивного слушания музыки».

Пассивное слушание предполагает включение в повседневную жизнь воспитанников в группе звучания музыкальных произведений из разделов «слушание» и «пение». Репертуар подбирает музыкальный руководитель в соответствии со своим планом. Это и программные пьесы, и классическая музыка, и песни, соответствующие по содержанию и сложности исполнения возрасту ребят. Музыка записывается на диск или флеш-накопитель блоками, рассчитанными примерно на месяц-два. В течение этого времени я периодически включаю на проигрывателе в группе одно или несколько музыкальных произведений.

Происходит это в утренние, вечерние часы, когда дети свободны от непосредственной образовательной деятельности и играют самостоятельно. При этом я никак не комментирую звучащую музыку, одновременно наблюдая за реакцией воспитанников: одни, заигравшись, не обращают внимания на негромкое звучание, другие прислушиваются, заинтересовавшись мелодией или словами. Если возникают вопросы, отвечаю на них – сообщаю название и автора музыкального произведения, делюсь своими впечатлениями по поводу услышанного и прошу высказать свое мнение. Но чаще музыка звучит как фоновое сопровождение игр и свободной деятельности. Исключение составляют песни. Дети с удовольствием прослушивают их и просят включить повторно, чтобы подпевать, особенно, если песня им нравится.

Метод пассивного слушания я стараюсь использовать ежедневно, поскольку понимаю, что главными его преимуществами являются:

- накопление и обогащение опыта музыкальных впечатлений дошкольников (большинство из них испытывают радостные эмоции, когда во время музыкального занятия слышат и узнают произведение, знакомое на слух, с большим удовольствием участвуют в беседе о музыке);

- развитие слуховой памяти и слухового внимания (пассивное слушание разнообразных по характеру, способу исполнения, жанру музыкальных произведений способствует совершенствованию умения различать большее количество пьес и песен, выделять характеризующие их выразительные средства);

- повышение уровня общей и музыкальной культуры детей (дошкольники с гордостью демонстрируют окружающим – родителям, друзьям, знакомым – знание названия и особенностей той или иной музыкальной пьесы).

Вместе с тем пассивное прослушивание музыки имеет и существенный недостаток: оно не подразумевает углубленного ознакомления с произведениями для слушания (не каждый раз дети интересуются авторством и названием, не всегда завязывается беседа о характере, содержании и выразительных средствах музыки).

Кроме того, не всегда имеется возможность найти качественную аудиозапись конкретной пьесы в Интернете, из-за чего некоторые запланированные ранее произведения приходится исключать, заменяя их имеющимися в свободном доступе.

Естественно, группа должна быть оснащена хорошим проигрывателем для прослушивания музыки с дисков и флеш-накопителей, ведь правильное восприятие напрямую зависит от качества звука.

Мы совместно с музыкальным руководителем применяем метод пассивного слушания уже второй год. И это позволяет сделать определенные выводы, касающиеся развития воспитанников. Так, ребята познакомились с большим количеством музыкальных произведений. Их опыт слушания соответствует возрасту и даже несколько превышает его, что благотворно влияет на развитие и совершенствование памяти, внимания. Дошкольники испытывают удовольствие от прослушивания классической музыки, незаметно для себя повышая уровень культурного развития.

Уверена, что пассивное слушание является эффективным дополнением к методам музыкального развития воспитанников ДОУ, поэтому планирую использовать его и в дальнейшем.

Публикации по теме:

«День рождения музыки». Тематическое развлечение к международному Дню музыки Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления. Задачи : - Развитие художественно-эстетического.

«Неделя Музыки» в МБДОУ«Неделя Музыки» в МБДОУ «Детский сад «Лучик» 08.12.2016 г. Организатор З. Ф. Халилова Музыкальный руководитель «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет.

Дидактическая игра «Жанры музыки»Дидактическая игра «Жанры музыки» Дидактическая игра «Жанры музыки» Дидактическая задача: • Учить детей определять характер музыки. • Называть жанры музыки. • Развивать.

Фотоотчет «День музыки»Фотоотчет «День музыки» Фотоотчет "День музыки" Цель: воспитывать у детей любовь к музыке,расширять музыкальные впечатления, развивать художественно и эстетическое.

Кембрийская глина для лепки и плюсы работы с нейКембрийская глина для лепки и плюсы работы с ней Глину для лепки начали использовать давным-давно, заметив ее свойства долго сохранять приданную форму, а так же прочность получаемых изделий.

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе: Чтение калмыцкой народной сказки «Веселый воробей». Слушание музыки.Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе: Чтение калмыцкой народной сказки «Веселый воробей». Слушание музыки. ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. Интеграция образовательных областей:.

Слушание музыки как игровой вид деятельности дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОВ №26 «Светлячок» с. Красное Методическая разработка на тему:.

Презентация «Слушание музыки в детском саду» Я предоставляю презентацию по слушанию музыки в детском саду. Цели занятия: 1. Прививать интерес к музыке 2. Выявить музыкальные знания.

Стихотворение, посвященное Дню музыки Письмо Музыке. Здравствуй, Музыка! Пишу тебе письмо. Я люблю тебя, И ты, конечно, это знаешь. Там, где ты, там нежность и тепло, Легче.

Волшебный мир музыки В старшей возрастной группе дети слушают более сложные, чем ранее, музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пассивное слушание музыки: плюсы и минусы
Опубликовано: 3 октября 2017 в 14:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД