Папки-передвижки

Паспорт социального проекта средней группе «Юные краеведы»

Пантилеева
Паспорт социального проекта средней группе «Юные краеведы»

Паспорт социального проекта

средней группы № 3 «Юные краеведы»

Продолжительность проекта (долгосрочный) : январь-май

Тип проекта : социально-значимый

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Публикация «Паспорт социального проекта средней группе „Юные краеведы“» размещена в разделах

Актуальность: Детство – то время, когда возможно погрузить воспитанников в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нужно уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, предметам быта, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Проблема: В современном мире воспитанники мало заинтересованы в познаниях о народной культуре и ее традициях, а также у них слабый интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. торговые точки и магазины переполнены игрушками иностранных производителей, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к оскудению его нравственно-патриотических чувств. В связи с этим разработан проект с детьми среднего возраста «Юные краеведы»

Новизна социального - значимого проекта «Юные краеведы» заключается в том, что предусматривает возможность реализовать образовательную модель, которая сочетает в себе реализацию всех образовательных областей и краеведческую практику. А также особенностью данного проекта является его реализация в одном узком направлении и учитывается региональный компонент.

Практическая значимость: Проект предполагает пополнение знаний детей о традициях, о культуре и обычаях, для формирования основ духовно-нравственного и личностного отношения к русскому народу, предусматривает возможность пробуждения у ребенка гордости за традиции, культуру и народный промысел.

Реализация проекта помогает организовать деятельность дошкольников так, чтобы они лучше узнали и глубже поняли особенности традиций, культуры, истории родного края, а так же способствует развитию патриотических чувств.

Цель проекта :

Создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта :

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора, с особенностями народного быта, с разными видами народного творчества;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен, художественно - творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

- разучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- театрализация сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Ожидаемый результат:

Для воспитанников:

- овладение детьми знаниями о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизация знаний о старинных праздниках, традициях;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поспособствует формированию у детей заботливого отношения к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между воспитанниками, родителями и педагогами.

Ресурсное обеспечение: имеется в наличии мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска; цветной принтер, фотоаппарат.

Свободный доступ к Wi-Fi для использования интернет ресурсов.

Интегративность, межпредметность: осуществляется через мероприятия данного проекта, которые реализуются в интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также через сотрудничество со специалистами ЗДДТ (клуб «Романтик», библиотеки филиал №5.

Этапы реализации проекта :

Этапы проекта Содержание

I этап - подготовительный

Разработка проекта.

1. Подбор методической литературы, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимые условия для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий для реализации проекта.

II этап - основной

Интеграция образовательных областей по проекту

Социально-коммуникативное развитие :

- сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие» :

- беседы;

- НОД;

- экскурсия в краеведческий музей.

«Развитие речи» :

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, рассказов;

- речевые упражнения.

«Игровая деятельность» :

- дидактические игры;

- театрализованные игры;

- игровые упражнения;

- развивающие игры;

- конструктивно-строительные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» :

- рисование;

- лепка;

- аппликация;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

«Физическая культура» :

- физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры.

Взаимодействие с социальными партнерами (Зиминский детский дом творчества, клуб «Романтик», филиал библиотеки №5)

- Мастер-класс;

- творческая мастерская;

- урок-мастерства;

- экскурсия в библиотеку с целью посещения познавательных мероприятий.

III этап - заключительный

Анализ результатов проектной деятельности

Перспективное планирование социально-значимого проекта

Этапы работы Содержание работы Сроки

I этап -Подготовительный - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

- распределение заданий между участниками проекта;

- опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?». 1-2 неделя января

II

Практический

(основной)

с детьми

«Познавательное

развитие»

- просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»;

- НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»;

- НОД «При солнышке тепло, при матушке добро»;

- НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» Февраль-апрель

«Социально-коммуникативное»

- экскурсия - «Знакомство с бытом русской избы»;

- сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»;

- ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка».

Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси»

- просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»;

- «Гжель».

«Речевое развитие» - НОД «Прогулка по фольклорным дорожкам»;

- составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»;

- рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушке в деревню»;

- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);

- рассказы по открыткам;

-пословицы, поговорки, загадки;

- итоговое мероприятие «В гостях у сказки».

«Игровая деятельность» - дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»;

- строительные игры: «Дом в деревни»;

- игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».

«Художественно-

эстетическое

развитие»

1. Конструирование

Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др., «Лего» :

- «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».

2. Рисование

Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография) :

- «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные».

3. Лепка

Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста) :

- «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик».

4. Аппликация

- «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника».

Чтение художественной литературы

- Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие.

Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.

5. Музыка

Слушание любимых мелодий «Гусельки» :

- «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие;

Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»;

Организация концерта для детей 2 младшей группы : чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.

«Физическая

культура»

1. Утренняя гимнастика:

- «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки».

2. Подвижные игры:

- «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод».

3. Хороводые игры:

- «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький».

4. Ходьба по массажным дорожкам:

«Веселый ручеек», «Нарядная фантазия».

«Познавательно-исследовательская деятельность» 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:

- «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;

- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».

2. О чем рассказали фотографии? :

- «Старый портрет»; - «На память платочек».

3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).

С родителями

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами.

3. Привлечение к созданию библиотеки:

- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;

- создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»;

- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

4. Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);

5. Выполнение домашнего задания с детьми:

- сочинение рассказов и сказок;

- совместная творческая работа «Мастерство рук творения»;

- изготовление масок для драматизации сказок.

6. Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы, «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

7. Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором».

Взаимодействие с социальными партнерами (Зиминский детский дом творчества, клуб «Романтик», филиал библиотеки №5)

1. Мастер-класс «Рождественский сапожок»

2. Творческая мастерская «Подарок маме» (дымковская роспись кухонной доски)

3. Урок мастерства «Пасхальное яйцо»

4. Познавательное мероприятие «В гостях у сказки»

5. Познавательное мероприятие «По страницам русских потешек». 1 неделя января

1 неделя марта

2 неделя апреля

2 неделя февраля

3 неделя марта

III

Заключительный - представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей в рамках педагогического совета;

- представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп;

- представление творческих работ детей «Красота дымки»;

- выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;

- выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки»

- фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;

- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта. Май

Результативность реализуемого проекта : Реализация проекта осуществлялась с включением всех видов детской деятельности. Проект «Юные краеведы» способствовал вовлечению детей и родителей в социально-значимую, творческую деятельность и позволил решить цели и задачи проекта. В процессе познавательной активности дети получили необходимые знания и умения. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своего народа в процессе реализованных мероприятий данного проекта, особенностями культурных и других условий способствовали формированию у детей гражданского мировоззрения. Дети проявляли интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям. С удовольствием включались в проектную деятельность родители и специалисты ЗДДТ, связанную с познанием своего народа.

На заключительном этапе представлена презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей;

- организован центр для детей в группе «Народное творчество»;

- осуществлено представление творческих работ детей «Красота дымки»;

- организована выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»;

- оформлена фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»;

Проект заинтересовал большинство родителей и детей, способствовал формированию положительных эмоций от совместной творческой деятельности у детей, педагогов и родителей. В перспективе привлечь ещё больше родителей к мероприятиям способствовавшим формированию гражданского мировоззрения.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Паспорт проекта «Азбука общения»Паспорт проекта «Азбука общения» Наименование проекта: «Азбука общения» Актуализация проекта: Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. И.

Паспорт проекта «Давайте беречь природу!» в подготовительной к школе группе Введение Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя….

Паспорт проекта «Международный женский день» в старшей группе Подготовили: Межакова О. В., Рункова Ю. И. Вид проекта: информационно - творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт социального проекта средней группе «Юные краеведы»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 05:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД