Лучший педагог года

Педсовет «Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»  (часть первая)

Таня Махмутова
Педсовет «Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»  (часть первая)

Педагогический совет в детском саду:

«Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математ

ики»[/h3]

ЦЕЛЬ:

Повышение педагогического мастерства воспитателей; совершенствование работы в детском саду по математическому развитию дошкольников.

Публикация «Педсовет „Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики“  (часть первая)» размещена в разделах

Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.

Форма проведения:

Деловая игра

(Слайд 2) Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопросы - «Как?» и «Почему?».

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе нашего педсовета составим модель успешной организации образовательной деятельности.

Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

(слайд 3- 10)Отгадывание кроссворда.

1. Набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. (множество)

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

2. Это основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. (число)

3. Система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). (цифра)

Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.

4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (величина)

Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:

- наложением,

- приложением,

- измерением с помощью условной мерки,

- сравнением на глаз.

2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.

5. Очертание, наружный вид предмета. (форма)

Форма (лат. Forma – форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.

6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (геометрическая фигура)

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус., которые ещё называют геометрическими телами.

7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (время)

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (пространство)

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

9. Она бывает счетная и вычислительная. (деятельность)

Деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Счётная деятельность)

Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

(слайд11) Итак, первое колечко в нашей пирамидке –

Компетентность педагога в преподаваемой образовательной области.

(слайд12) Разминка: назвать крылатые выражения, пословицы и поговорки с числительными.

Примерный перечень пословиц:

• Один ум хорошо, а два – лучше.

• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

• Старый друг лучше новых двух.

• Знать, как свои пять пальцев.

• Семь бед – один ответ.

• Семеро одного не ждут.

Крылатые выражения

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек)

Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо, досконально, основательно)

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Ноль без палочки. (Ничего не стоящий, не значащий человек)

Ноль внимания. (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо)

Абсолютный нуль, круглый ноль. (Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле)

(слайд13) Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принцип индивидуального подхода- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Принцип развивающего (воспитывающего) обучения элементарным математическим знаниям. - предусматривает прежде всего введение детей в познание количественных, пространственных и временных отношений.

Принцип научности обозначает отбор учебного материала с учетом возрастных особенностей детей.

Принцип доступности -содержание знаний в зависимости от уровня и особенностей умственного развития детей. Принцип доступности опирается на соблюдение ряда правил, сложившихся издавна в педагогике: вести обучение от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Принцип систематичности и последовательности обучения и усвоения знаний-означает необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, по прочности следовательно руководить действиями, операциями детей с различным математическим материалом, формируя систему знаний, умений и навыков.

(слайд14) Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод. - Этот метод позволяет разъяснять смысл игры или задания, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу. Словесный метод использует во всех математических играх и заданиях, но есть игры, в которых этот метод основной: «Лишнее слово», «Логические концовки», задачки-шутки, загадки. Словесный - (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

Учитывая не совершенство умственных процессов дошкольника предлагается объединять практический метод с наглядным и словесным, использую эти методы в тесной взаимосвязи друг с другом.

Наглядный метод. Для детей дошкольного возраста свойственно решать задачи через зрительное восприятие. Это способствует повышению познавательного интереса ребенка и облегчает решения задания. Развитие зрительной памяти ребенка помогает ему осваивать математические знания, делая их доступными через наглядность. Наглядный- (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

Занимательный материал сам по себе предполагает использования: различных карточек-схем, образцов, игровых полей для действия с предметами, план карты, фишки, наборы цифр и геометрических форм… Поэтому дидактический материал должен быть привлекателен для детей, эстетичный, а так же нес четкую обучающею задачу.

Практический метод- Этот метод позволяет помогать детям осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями (действия в перекладывании, подборе). Практический- (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

Ведущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Игровой метод – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

(слайд15) Таким образом мы с вами вспомнили и приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

(слайд16) (Задание для педагогов.) Какой метод используется?

• У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной.)

• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

• Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни… Угадайте, кто они? (Горошины в стручке.)

• В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат,

• Сколько будет всех ребят? (5)

(слайд17) (Задание для педагогов.) Включается релаксация и педагоги выполняют задание.

(Палочки Кюизенера, блоки Дьеныша, игры Воскобовича-сложи цифру, танаграм - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. (Приложение 1.)

(слайд18) Таким образом, второго колечко Пирамидки успешного занятия –

Выбор оптимальных методов и приёмов.

(слайд 19) Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать. а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

К НОД необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

Публикации по теме:

«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Каждый дошкольник- маленький.

Развитие логического мышления средствами занимательной математики Занимательная математическая игра - это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой у детей наиболее эффективно проходит.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мираДетское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП).

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории»Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: Образовательная: закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья детей бытовых.

План по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Цель : Создание условий для формирования основ целостной картины окружающего мира. Задачи : -Формировать у детей мышление,фантазию,воображение.

Проект «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» ПРОЕКТ «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»  (часть первая)
Опубликовано: 26 января 2016 в 19:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД