Получи документы

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ольга Молвинских
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ

Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Публикация «Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Приток таких детей в образовательные учреждения, в том числе дошкольные, увеличивается, это связанно, прежде всего, с политикой государства:

-обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями;

-создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;

-получение полноценного и эффективного образования для каждого.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. №123-Ф3.,

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3, ставит перед учреждениями дошкольного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.

Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются.

Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:

-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

-осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

-способность усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

-обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностируя свои узко направленные параметры, и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, мы можем наблюдать разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и, как следствие, отсутствие единства в достижении цели. В связи с этим возникает необходимость поиска, оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальных образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.

При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствовались следующими принципами:

- каждый ребёнок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

- социум усиливает возможности и способности ребёнка.

Этап психолого-педагогического сопровождения с ОВЗ Содержание работы

I этап – подготовительный Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – комплексной диагностики Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка, диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности ребёнка (манипуляторной, предметно – практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в детском саду нужно создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду. Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально – личностному развитию детей. Совершенствовать стиль общения с ребё нком: придерживаясь психологически-корректного стиля общения, добиваясь уважения и доверия воспитанников. Создать условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.

Методы, используемые в работе:

- Беседы, игры, образовательная деятельность, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе);

- Игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- Релаксационные упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволит на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут позволит не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

Литература:

1. Дмитриева Н. В. Инклюзивное образование : право, принципы, практика / Дмитриева Н. В. Прушинский С. А. – Москва: РООИ «Перспектива», 2009. – 228 с.

2. Пильдес, М. Б. Системы работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования : образовательная программа школа / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина– Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г, №124 – Ф3.

5. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г, №181 – Ф3.

Публикации по теме:

Игра как средство интеграции задач образовательных областей в ДОУ Игра как средство интеграции задач образовательных областей в дошкольном учреждении Успешность в жизни во многом зависит от умения правильно.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть) На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо.

Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.

Отчет по реализации индивидуальных маршрутов сопровождения творчески одаренных детей Отчет по реализации индивидуальных маршрутов сопровождения творчески одаренных детей в течение 2015-2016 учебного года и 2016-2017 учебного.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.

Система психологического сопровождения обучающихсяСистема психологического сопровождения обучающихся 20 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся ежегодный Методический день для педагогов, на котором мне выпала честь выступить с темой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 21:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД