Папки-передвижки

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»

Юлия Исакова
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №117»

муниципального образования города Братска

Авторы: Исакова Ю. В., I кв. кт. ,

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ №117»;

Бредунова О. И. I кв. кт. ;

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ №117»

г. Братск, 2022г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Педагогический проект „Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте“» размещена в разделах

Актуальность: на сегодняшний день сенсорное развитие является важнейшим средством развития ребенка. В раннем возрасте представление об окружающем мире не может сложиться без тактильного восприятия. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине, расположения предметов в пространстве, умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, горячий и др) и правильно называть их.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных сенсорных игр. Поэтому дидактические сенсорные игры являются одним из наиболее важным занятием для развития детей раннего возраста, в ходе таких игр можно наблюдать не только за развитие определенных качеств и умений, но и корректировать их.

Чтобы ребенок начал говорить, необходимо развивать мелкую моторику рук. В процессе развития мелкой моторики ребенок становится более самостоятельным, что способствует его инициативы в различных видах деятельности.

Опираясь на психолого-педагогическую литературу, практики воспитания детей младшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным методическим обеспечением.

Выявленные противоречия позволил обозначить проблему исследования, состоящую в поиске и определении путем совершенствования процесса сенсорного развития детей раннего возраста через дидактические сенсорные игры.

Цель проекта : Развития сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические сенсорные игры.

Объект проекта : процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет проекта : сенсорное развитие ребенка раннего возраста через дидактические сенсорные игры.

Задачи проекта :

Создание предметно-развивающей среды и обогащения сенсорными играми;

Развивать сенсорные процессы (восприятия, ощущения, представление);

Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине);

Знакомить с сенсорными играми и правилами этих игр;

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

Способствовать развитию у детей умений и навыков;

Развивать мелкую моторику рук.

Педагогическая идея : чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их.

Формы организации детской деятельности.

Совместная игровая деятельность педагога и детей.

Интегрированные игровые занятия.

Дидактические сенсорные игры.

Самостоятельная игровая деятельность.

Сроки проекта : сентябрь-май

Вид проекта : познавательно-игровой.

Участники проекта :

Воспитатели группы

Воспитанники группы

Родители группы.

Ожидаемый результат:

Повышения сенсорного развития детей;

Пополнение уголка сенсорными играми;

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактические сенсорные игры;

Для решения задач по формированию сенсорной развития ребенка будет способствовать:

-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными сенсорными играми и игровыми пособиями;

-раннее начало обучения дошкольников;

-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Планируемые результаты работы с родителями: положительное влияние на формирование активной родительской позиции, интереса к участию жизни группы в ДОУ.

План реализации:

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

• Проведение мониторинга.

• Анализ полученных результатов, выводы.

• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

• Занятия.

• Игровые образовательные ситуации.

• Работа с предметными и сюжетными картинками.

Дидактические игры.

• Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа с родителями:

• Консультации

• Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Наглядная информация: папки-передвижки

• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

• Диагностика детей;

• Проведение заключительного занятия;

• Самооценка, выводы.

Практическая значимость проекта :

• Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

• Разработка дидактического материала и дидактических игр;

• Разработка методических рекомендаций для родителей.

I этап – подготовительный

- знакомство с темой проекта;

- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС;

II этап Основной этап:

Работа с детьми:

1. Образовательная деятельность по сенсорному развитию.

III этап Заключительный этап (презентация проекта)

План работы с родителями:

Методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома»

Консультация (стендовая) «Развитие сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет».

Календарно-тематическое планирование по проекту

«Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»

№ тема программное содержание

сентябрь

1. Диагностика уровня сенсорного развития Выявление уровня сенсорного развития.

2. Д/и «Спрячь кошку» Учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

3. Д/и «Фигурки» Ознакомление с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

4. Д/и «Игра с мячами» Обучение соотнесению по величине трех предметов.

5. Д/и «Цветочки» Формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.

6. Д/и «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 - 4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

октябрь

1. Д/и «Веселые мячики» Закрепление знаний об основных цветах; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

2. Д/и «Платочки для фигурок-человечков» Ознакомление с треугольником, кругом и их названиями; обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

3. Д/и «Найди пару» Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями; формирование действия подбора по образцу.

4. Д/и «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

5. Д/и «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывании и раскладывании цветных колпачков.

Ноябрь

1. Д/и «Построим башню» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

2. Д/и «Шарики» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

3. Д/и «Разложим мишкам мисочки» Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами; обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

4. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Цветочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

5. Игровая ситуация «В гостях у зайки» Создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.

Декабрь

1. Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

2. Д/и с элементами экспериментирования

«Какой цвет у снега?» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

3. Д/и «Две коробочки»

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

4. Д/и «Накрой на стол» Закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.

5. Д/и «Половинки» Продолжать знакомить с величиной в ходе практических действий.

январь

1. Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

2. Развивающая ситуация «Дома для медведей» Формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.

3. Д/и «Подбери пару» Формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.

4. Д/ и с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.

5. Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

6. Д/и «Собери квадрат» Формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из 2 частей.

февраль

1. Выкладывание из мозаики на тему «Шарики». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2. Д/и «Найди свой домик» Закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

3. Д/и «Соберем

пирамидку» Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

4. Д/и «Кружки для кукол» Развивать представление о цвете и форме, отобрать кружки для кукол.

5. Д/и «На что похоже?» Соотнесение формы и предмета, раскладывание геометрических фигур на три группы (круг, квадрат, треугольник)

6. Д/и «Домики для друзей» Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

март

1. Д/и «Прянички» (игры с песком) Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

2. Д/и «Сделаем кукле бусы» Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

3. Д/и «Разложи по местам» Формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).

4. Д/и «Собери цветок»

Закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.

5. Д/и «Поручения»

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

6. Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.

апрель

1. Д/и «Разноцветные бабочки» Группировать бабочек по цвету

2. Д/и «Большой - маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

3. Разрезные картинки

Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.

4. Д/и «Пирамидки в гостях у малышей» Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

5. Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.

Май

1. Д/и «Найди синие и красные шарики» Узнавать и правильно называть красный и синий цвет в окружающей среде.

2. Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

3. Д/и «Собери гирлянду» Учить детей собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

5. Д/и «Птички»

Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.

6. Д/и «Вкладыши» Учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам.

7. Д/и «Домики» Сравнивать предметы по нескольким признакам.

июнь

1. Д/и с прищепками «Цветочки в вазочках» Учить использовать цветовую гамму прищепок по цвету, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

2. Д/и «Разложи фигуры по домикам» Продолжать знакомить детей с плоскими геометрическими формами

3. Д/и «Длинная, короткая» Раскладывать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.

4. Д/и «Воздушные шары» Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

5. Д/и «Разложи карандаши по стаканчикам» Учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно.

6. Д/и «Собери красивые бусы» Выбирать разные геометрические фигуры и раскладывать их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

июль

1. Д/и «Цветные ежики» Закрепить у детей знания на чередование объектов по цвету.

2. Д/и «Закрути правильно крышки» Закрепление знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала

3. Д/и «Найди предмет такой же формы» Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки

4. Д/и «Поиграем с прищепками» Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

5. Д/и «Что изменилось» Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

6. Д/и «Три квадрата» Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

август

1. Д/и «Веселый конструктор» Упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

3. Д/и «Разложи яички в свои домики» Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек.

4. Д/и «Какие бывают фигуры» Познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

5. Д/и «Какая фигура лишняя?» Определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, объяснять принцип исключения.

6. Д/и «В какую коробку?» Распределять игрушки разных размеров по коробкам в зависимости от размера.

7. Д/и «Накорми птичку» Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.

8. Развлечение

«Собачка Жучка» Закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.

Результаты проекта :

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр, апробированы сенсорные игры;

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по приобретению и изготовлению сенсорных игр;

Практическая значимость проекта;

Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование сенсорных игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;

Разработка сенсорного материала и сенсорных игр;

Разработка методических рекомендаций для родителей;

Перспективы развития проекта :

1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;

2. Дополнение системы сенсорными играми и материалами;

3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;

4. Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег (выступление на Совещании педагогов на тему : «Развивающая среда по сенсорному воспитанию»).

5. Создание лэпбука «Изучаем цвета», «Цвет, форма, величина».

Список использованной литературы:

1. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.

2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года).

3. Мимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.

4. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

5. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностейДидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностей Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новыми играми которые я сделала для своих ребятишек. Они связанные с зимней.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики детей через дидактические сенсорные игры в раннем возрасте»
Опубликовано: 30 октября 2023 в 08:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД