Педагогический проект по теме Физические упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей старшег

Наталья Евдокимова
Педагогический проект по теме Физические упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей старшег

Актуальность проекта.

В дошкольный период формируются основы психического и фи зического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время система физических упражнений дает возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки. Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям.

Цель проекта: систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задачи проекта:

1) Теоретически изучить специальную литературу по проблеме формирования и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и рассмотреть виды нарушений осанки

2) Систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3) Разработать систему мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

4)Внедрить разработанную систему физических упражнений в педагогическую деятельность воспитателей

Этапы проекта:

I ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1) ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ (СЕНТЯБРЬ)

2) ВЫБОР УПРАЖНЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

3) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВИДАМ НАРУШЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-МАЙ)

2) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-ИЮНЬ)

3) РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ – ИЮНЬ)

Ожидаемые результаты:

1) воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к фиксации правильного положения тела;

2) укрепление «мышечного корсета» и совершенствование координации движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела;

3) воспитание и закрепление навыка правильной осанки и стереотипа правильной походки;

4) расширить знания и умения родителей с технологией проведения физических упражнений для формирования и коррекции правильной осанки у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Физкультурные упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М. Алиева, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Дошкольникам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования и коррекции правильной осанки в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М. Алиев):

• прогибание спины с обручем или с мячом в руках;

• наклоны в стороны с обручем за спиной;

• приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках;

• наклоны назад с разведением рук в стороны;

• наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине;

• ползание на четвереньках;

• ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например:

«Лыжник» – приседание с отведением рук назад;

«Кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины;

«Кто лучше и точнее выполнит упражнение»;

«Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела. (М. Алиев)

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физических упражнений разработанная Н. Н. Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет, тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.

При исправлении дефектов осанки Н. И. Ефименко предлагает использовать определенные упражнения, исходя из видов нарушений.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза):

• прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

• ходьба на носках с прогибанием спины;

• прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

• вытягивание сцепленных рук назад;

• прогибание спины в положении лежа с упором на локти;

• прогибание спины стоя на четвереньках и коленях;

• наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе):

• наклоны вперед с доставанием носков (пола);

упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине;

• наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;

• сгибание ног в положении лежа;

• доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени:

• ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке, на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату;

• захватывание мяча ногами;

• собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние;

Система мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«День открытых дверей» посещение родителями занятий по физической культуре, занятий ЛФК, утренней гимнастики, гимнастики побудки, динамических пауз

• Консультации для родителей «Хорошая осанка – что это такое; «Физкультурные упражнения для коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата»; «Формирование навыка правильной осанки на занятиях ЛФК»; «Вы спрашивали – мы отвечаем»; «Профилактика плоскостопия»; «Организация спортивного уголка дома»

• Стенгазеты «Выполняем упражнения для коррекции осанки всей семьей»; «Формируем правильную осанку на прогулке» - Опыт семейного воспитания

• Групповые родительские собрания: «Особенности строения опорно-двигательного аппарата у дошкольников и виды нарушений»; «Как привить детям любовь к физкультурным упражнениям»; «Заботимся об осанке ребенка

• Буклеты. Листовки. Памятки для родителей «Медицинские советы»; «Семь правил»; «Комплексы упражнений для формирования правильной осанки»; «Веселая физкультура»; «Укрепляем опорно-двигательный аппарат»

• Мастер класс «Корригирующая гимнастика»(преподаватель ЛФК)

• Анкетирование «Растем здоровыми?»

• Фотовыставка «Упражнения для развития правильной осанки малыша»

• Фоторепортаж «Летняя оздоровительная прогулка - коррекция осанки дошкольников»; «Использование природных материалов для профилактики плоскостопия»; «Босиком к здоровью»

• КВН «Если хочешь быть здоров»

• День здоровья – спортивный праздник «За здоровьем в детский сад».

• Семейные праздники «Секреты правильной осанки» «Мама, папа, я – здоровая семья!».

Вывод:

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Перспективы развития:

1) продолжать использовать физические упражнения в работе по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;

2) продолжать формировать и корректировать осанку путем внедрения новых игр и физических упражнений.

Публикации по теме:

«Формирование у детей правильной осанки»«Формирование у детей правильной осанки» В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Математика
  • Транспорт
Автор публикации:
Педагогический проект по теме Физические упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей старшег
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 10:29
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...