Получи документы

Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«

Лариса Емикова
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами до-рожного движения»

Автор: Емикова Л. И.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Капелька»,

Публикация «Педагогический проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности„» размещена в разделах

старший воспитатель,

руководитель изостудии,

музыкальный руководитель,

инструктор по физическому воспитанию,

инструктор по физическому воспитанию,

инспектор ГИБДД

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспита-нию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на ули-цах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную об-становку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопас-ного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта : досугово-познавательный.

Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установление прочных связи с ГИБДД;

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;

разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Сроки реализации проекта : два года.

Программы, реализуемые в МКДОУ № 5 с. Арзгир в истекшем учебном го-ду:

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Василье-вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Базисная программа «Радуга» под редакцией Т. Н Дороновой

«Юный эколог» С. Н. Николаева. М. «Мозаика-Синтез».

Программа социально-эмоционального развития дошкольника «Я-ТЫ-МЫ», автор О. Л. Князева

Программа «Семицветик», автор В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова.

«Программа по изобразительной деятельности в детском саду», автор Г. С. Швайко.

В ДОУ созданы и используются авторские технологии:

«Мир глазами ребенка» - авторская технология и материал из опыта работы педагога дополнительного образования Казанцевой Т. И. по формированию эмоциональной сферы ребенка в процессе рисования. Работа по данной тех-нологии способствует профилактике психологического неблагополучия ре-бенка, учит детей адекватно реагировать на различные явления окружающей действительности.

«День за днем» - совместная физкультурно-оздоровительная технология ДОУ - ДЮСШ. Технология создает оптимальные условия для полноценного раз-вития двигательных и психофизических способностей детей, прививает инте-рес к занятиям спортом. Воспитывает потребность в здоровом образе жизни.

Технология интеллектуально-познавательного развития «Природа, Человек, Здоровье» Опыт работы педагогов ДОУ по данному разделу знаний способ-ствует воспитанию активной творческой личности, способной понимать и любить, бережно относиться к окружающему миру, природе и своему здо-ровью, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Обобщенный опыт работы по данному разделу знаний способствует укреп-лению и сохранению здоровья детей, формированию интереса к физическим упражнениям, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, обучению безопасным приемам двигательных действий, соответствующих возрасту ребенка, формированию умения объективно оценивать свои физи-ческие возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях (с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных дей-ствий).

Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому са-мовыражению дошкольников через продуктивные виды деятельности.

Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в до-школьном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитан-ников.

Обобщить опыт работы по художественно-эстетическому, экологическому развитию и здоровьесберегающей деятельности, внедряя в творческие груп-пы молодых специалистов.

Задачи на 2019 – 2020 учебный год:

Совершенствование работы по укреплению здоровья детей, через воспитание привычки к ЗОЖ и к основам безопасности.

Совершенствование работы в ДОУ по формированию основ экологической культуры.

Создание предпосылок профессионального роста работников ДОУ

Систематизация работы по внедрению метода педагогических проектов в воспитательно-образовательную работу ДОУ.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и ма-шин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная вой-на, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России проис-ходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Новосибирске ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошколь-ного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с со-трудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нару-шений:

незнание дошкольниками элементарных правил;

стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и ми-нимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими пу-тями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего ми-ра, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспи-тателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных пе-редач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированно-сти, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психо-логов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пеше-ходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспе-чивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с ре-альными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают соб-ственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких де-тей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасно-сти в быстро меняющейся дорожной обстановке.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с роди-телями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данно-му направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагно-стики)

Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с пра-вилами дорожного движения (см. Приложение 1).

Проект реализуется по двум направлениям:

совместная деятельность с детьми (см. Приложение 4).

взаимодействие с родителями (см. Приложение 5).

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

Транспорт.

.Улица.

Движение транспорта и пешеходов.

Регулируемый пешеходный переход. Светофор.

Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.

Правила поведения в транспорте.

Велосипед, самокат.

Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (см. Прило-жение 6).

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с за-нятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы занятия проходили интерес-но и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с прави-лами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, по-могающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисова-нием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидак-тических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут приме-нить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидакти-ческих, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблю-дения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера до-суга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорож-ных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно непра-вильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут пе-речеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями прово-дится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для ро-дителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного пове-дения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

изготовление стендов с наглядной информацией;

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

выпуск буклетов;

тематические родительские собрания;

обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;

семейные конкурсы;

анкетирование;

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установление прочных связи с ГИБДД;

разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителя-ми в рамках ознакомления с ПДД;

разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. Приложение 7) детей в рамках проведения проекта :

1. Уровень сформированности представлений

о транспортных средствах;

об улице (виды перекрестков);

о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков:

предупреждающих;

запрещающих;

информационно-указательных;

знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей

на улице;

в транспорте.

4. Знание правил поведения на железной дороге.

Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу (см. При-ложение 8)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Нормативно-правовое

Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных про-исшествиях» от 17.11.95 г.

Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасно-сти дорожного движения детей и учащихся России».

Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного дви-жения в 2006—2012 гг.».

Информационное :

информационная страница на сайте дошкольного учреждения;

мультимедийные презентации,

информация в СМИ - ежеквартальной газете детского сада «Дельфиненок».

Организационное:

сотрудничество с управлением ГИБДД,

работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое:

уголок безопасности в групповых помещениях;

дорожно-транспортная площадка;

выносные макеты дорожно-транспортных средств;

игротека (Приложение 2);

методические и дидактические пособия, картотека.

Методическое:

теоретическая и методическая литература,

периодическая печать,

материалы по передовому педагогическому опыту.

Кадровое: в проекте участвуют :

дети старшего дошкольного возраста,

родители воспитанников,

воспитатели группы «Капелька»,

старший воспитатель,

руководитель изостудии,

музыкальный руководитель,

инструктор по физическому воспитанию,

инспектор ГИБДД.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проект реализован на базе МКДОУ д /с № 5 с. Арзгир

Сроки реализации проекта : 2022/23 и 2023/24 учебные годы.

Результаты реализации проекта :

созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

установлены прочные связи с ГИБДД; разработан и апробирован перспек-тивный план работы с детьми и родителями;

проведен цикл занятий по теме «Мы - пешеходы»; разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожно-го движения;

уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2023 – 2024 учебного года составляет 93%.(см. При-ложение 9);

опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанно-го поведения в дорожно-транспортных ситуациях освещен в ежеквартальной газете детского сада.

опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ос-нов безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД был успешно представлен в форме презентации на августовской научно-практической конференции и одобрен педагогическими работниками Ар-згирского района (презентация прилагается)

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности«
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 14:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД