Получи документы

Педагогический проект «Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тамара Тесина
Педагогический проект «Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

1. Постановка проблемы.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к образованию детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса.

Публикация «Педагогический проект „Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одной из задач, на решение которой направлен федеральный государственный стандарт дошкольного образования, является формирование общей культуры личности детей, в том числе …инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка… [1.6,п. 6]. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования самостоятельность указана как одно из важнейших качеств выпускника ДОУ.

Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи, в том числе и развитие самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Разностороннее влияние на ребёнка – характерная особенность трудового воспитания детей дошкольного возраста.

2. Актуальность проекта.

Трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для сенсорного развития. Трудясь, дети знакомятся со свойствами и качествами объектов окружающего мира, усваивают социальные нормы. Однако, трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время и родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных дел будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет уровень его интеллектуальных способностей. Вместе с тем трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности. Возникает противоречие: с одной стороны, между потребностью развития самостоятельности детей в труде, а с другой стороны, на настоящий момент, взрослые (педагоги, родители) редко создают необходимые условия для успешного развития процесса самостоятельности в трудовой практике работы с детьми.

Источником развития самостоятельности личности является социальный опыт, который, преломляясь через внутренние условия каждого растущего человека (его задатки, интересы, склонности и способности, становится его собственным достижением и одним из средств проявления индивидуальности, полного раскрытия своего личностного потенциала, неповторимой индивидуальности при освоении позиции субъекта в разных видах деятельности.

3. Цель проекта: рассмотреть возможности труда в природе как средства формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

4. Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

2. Определить уровень сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста при выполнении трудовых дел в природе.

3. Разработать комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.

4. Разработать схему последовательности выполнения действий при посадке лука в уголке природы.

5. Поэтапный план реализации проекта.

Участники проекта: педагоги МБДОУ детский сад №2 п. Нарышкино, дети старшей группы, родители воспитанников группы.

1 этап. Подготовительный (первая неделя марта).

Подготовительный этап заключался в изучении научно-методической литературы, в диагностике детей на основе педагогического наблюдения в процессе трудовых действий, анкетировании родителей.

Для наблюдения были использованы виды самостоятельности, выделенные З. И. Власовой: поведенческая, коммуникативная, познавательная. [6, c.158].

По каждому пункту проставлены баллы:

1 балл – наличие показателя.

0 баллов – отсутствие показателя.

I. Поведенческая самостоятельность:

1. Бытовая независимость от взрослого.

2. Восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам.

3. Сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности.

4. Соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения.

5. Эмоциональная устойчивость.

II. Познавательная самостоятельность:

1. Овладение сложившейся системой знаний, умений и навыков.

2. Активное воспроизведение ранее изученных знаний.

3. Интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников.

4. Самостоятельный поиск, воображение и эмоции.

III. Коммуникативная самостоятельность:

1. Вести диалог с воспитателем, с товарищами.

2. Принимать участие в совместной деятельности.

3. Устанавливать контакты с целью выполнения какого-либо задания.

0–10 баллов – низкий уровень самостоятельности: дети проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия.

11–16 баллов – средний уровень: дети отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности.

17–20 высокий уровень: дети проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что домашние условия, созданные взрослыми, не в полной мере направлены на развитие детской самостоятельности. Полученные знания в детском саду дети редко переносят в домашние условия. В домашней детской трудовой деятельности преобладает руководство взрослых, в этом случае, родители, как и воспитатели, берут главную роль на себя лишая ребенка привилегии быть самостоятельным. Многие родители не хотят привлекать детей к выполнению труда, так как они медленно и не всегда аккуратно ее выполняют.

По результатам анкетирования родителей прослеживается, что в семье уделяется мало внимания по привлечению ребенка к трудовой деятельности. Несмотря на положительное отношение к рекомендациям педагога, работающего с детьми, лишь некоторая часть родителей считают необходимым развивать самостоятельность у своих детей как качество, проявляющееся в определенной независимости, планировании, оценке результата.

Результаты, полученные в ходе выявления уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, анкетирования родителей, свидетельствуют о необходимости проведения комплекса занятий, направленного на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.

2 этап: Практический (вторая неделя марта).

Был разработан и реализован комплекс занятий, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.

Целью данного комплекса занятий с серией трудовых дел является развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.

Задачи:

• развивать самостоятельность, ответственность, инициативность.

• формировать трудовые навыки, общественные мотивы труда.

• научить детей самостоятельно выполнять посильные поручения в рамках дежурства.

• стимулировать активную мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Данный комплекс занятий, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством труда в природе, состоит из 10 занятий.

План проведения комплекса занятий представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе

труда в природе.

Тема занятия Программные задачи

«Как вода попадает в растения» Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам.

Развивать умение различать комнатные растения по внешним признакам. Воспитывать ответственное отношение при уходе за комнатными растениями.

«Коллективный труд в уголке природы» Уточнять и закреплять знания детей по уходу за комнатными растениями. Формировать умение трудиться в коллективе. Учить самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.

Обучающая ситуация «Аквариум» Систематизировать и дополнить представление детей об аквариуме; учить детей ухаживать за обитателями аквариума; познакомить со строением рыбок; активизировать словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли.

«Беседа о работе дежурных в уголке природе» Закреплять знание детей о приёмах ухода за комнатными растениями, последовательности выполнения работы.

«Огород на окошке» Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса. Дать представление о семенах - это будущие растения и луковиц - будущий овощ и их росте. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, волевое усилие, любознательность и наблюдательность.

«Уход за комнатными

растениями» Учить детей использовать разные способы удаления пыли с листьев, способствующих поддержанию красоты растений.

«Путешествие в царство комнатных растений» Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями для поддержания красоты растений.

«Лучики» Воспитывать в детях уважительного отношения к труду. Обучать детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда. Воспитание нравственно-волевых качеств, привычки к трудовому усилию.

«Коллективный труд по уборке участка» Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех. Развивать стремление к взаимопомощи. Вызывать у детей радостно, эмоциональное состояние от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий.

В ходе основного этапа было организовано взаимодействие с родителями воспитанников:

- оформлен в группе уголок природы;

- пошиты фартуки и нарукавники для осуществления трудовых дел;

- проведена консультация «Трудовое воспитание детей в семье

- разработана памятка для родителей «Как приучить ребенка к труду»

- проведен совместный праздник «В гостях у бабушки Маруси»

3 этап: Завершающий (третья неделя марта).

1. Обобщение полученных результатов, уточнение выводов и практических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций, оформление результатов проекта.

2. Оформление фотостенда: «Что посеешь, то пожнешь».

3. Тематическое развлечение «В гостях у бабушки Маруси».

11. Конечный продукт проекта.

1. Комплекс занятий с серией трудовых дел, направленный на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда в природе.

2. Схема последовательности выполнения трудовых действий при посадке лука.

12. Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Для достижения наибольшего результата, важно взаимодействие детского сада и семьи.

Оценка результативности проекта осуществляется по следующим критериям:

количество участников: дети, педагоги и родители (законные представители)

Показатели:

Степень активности участников проекта

Методы оценки:

- Наблюдение, сравнение, анализ

- Повышение уровня сформированности представлений, знаний у всех участников проекта о развитии самостоятельности детей посредством труда в природе:

- Родители активно участвуют в этапах проекта

Методы:

- Беседы

- Наблюдение за работой детей

- Анализ продуктов детской деятельности

- Диагностика (вводная и итоговая)

Создание единого образовательного пространства

Показатели:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4. Расширение участия родителей в данном проекте.

Методы:

- Беседы

- Наблюдение за участниками проекта

- Анализ совместной деятельности детей и родителей

Создание организационно- методических условий для продолжения проекта.

- Привлечение большего количества родителей к участию в проекте

- Разработка методических рекомендаций

- Обобщение и оформление материалов проекта

Методы:

- Оформление фотоматериалов

- Оформление фотовыставки «Что посеешь, то пожнёшь»

- Создание уголка художественного чтения с книгами о труде

- Отзывы педагогов и родителей

Распространение результатов.

- Выступление на педагогическом совете ДОУ

Ожидаемые результаты проекта.

На уровне воспитанников:

- сформированы трудовые навыки по уходу за растениями;

- дети самостоятельно выполняют посильные поручения, проявляют инициативу;

- у детей есть желание трудиться, помогать сверстникам и взрослым, доводить начатое дело до конца, бережно относиться к результатам труда, любить и беречь природу.

На уровне родителей:

- заинтересованность родителей в организации совместной трудовой деятельности в семье, самостоятельной трудовой деятельности детей;

- повышение компетентности в вопросах организации труда в природе в семье, развитии самостоятельности ребенка.

На уровне педагогов:

- повышение компетентности в вопросах развития самостоятельности детей, посредством труда в природе;

- создание информационной среды для просвещения родителей по теме проекта

13. Прогноз возможных негативных последствий.

- Низкая активность семей воспитанников.

Минимизация риска:

- Предварительная работа с родителями. Объяснение значимости проекта.

- Низкий интерес детей к данной теме.

Минимизация риска:

Создание системы поощрения детей (смайлик, значок и т. д, чтение художественной литературы о пользе труда детей и взрослых, просмотр мультфильмов, личный пример воспитателя и помощника воспитателя.

- Недостаточное количество материалов и оборудования для организации труда детей в природе

Минимизация риска:

Привлечение родителей к изготовлению оборудования, создание совместно с детьми (по возможности) материалов, оборудования для труда в природе.

Список используемой литературыры.

1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М. : Просвещение, 1999.

2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. ст. // Под ред. А. Н Леонтьева, А. В. Запорожца. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144

3. Власова З. И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. 2005. №4. С. 24-35.

4. Власова З. И. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы современности: научный поиск и пути решения. Материалы докладов и выступлений. Кишинёв, 2012. Выпуск 7. С. 150-158.

5. Власова З. И. Возрастные особенности развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Материалы межвузовской научно- практической конференции "Формирование личности в условиях социальных перемен". Кишинев, май, 2005. С. 40-48.

6. Дошкольная педагогика// Под редакцией В. М. Ядэшко, Ф. А. Сохина. М. Просвещение, 1978.-416с

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8. Каплан Л. И. Первые проявления самостоятельности. // Каплан Л. Посеешь привычку - пожнёшь характер. М., 1980. реждением. – 2006. - №2.

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ «Сфера», 2005.

10. Общая психология. Учебное пособие для студентов педвузов / / Под ред. Г. С. Абрамова – М. : Академический проект, 2002. - 496 с.

11. Ознакомление дошкольников с природой». Учебное пособие для студентов педагогического училища по специальности «Дошкольное воспитание», / / Под ред. С. А. Веретельниковой. 2-е изд. М. : «Просвещение», 1973.

12. Павлова, Л. В. Работа с дошкольниками в уголке природы. //Ребёнок в детском саду. – 2005.№5. – С. 20-27.

13. Психология. Учебное пособие для студентов педвузов // Под ред. Т. Г Казакова, Л. Л. Кондратьева. М. : Высшая школа, 1989. - 383 с.

14. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание, №3, 1999. С. 50-61.

15. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Сборник статей // сост. Л. В. Русскова. М. : Просвещение, 1984. – 105 с.

16. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1984. -126 с.

17. Трудовое воспитание в детском саду // Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1961. - 179 с.

18. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования // Г. А. Урунтаева. – 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2014. –с. 272,109,62

19. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада // Под ред. Р. С. Буре, Г. Н. Година. М. : Издательский Центр «Академия», 2002. -248 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155)

23.www.maam.ru

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Педагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возрастаПедагогический проект «Мы любим сказки В. Г. Сутеева» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Сказка – одно из самых древних способов воспитания. Она помогает воспитать доброту, отзывчивость, юмор, находчивость,.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Труд в природе как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 09:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД