Получи документы

Конспект занятия «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень под водой»

Татьяна Хлызова
Конспект занятия «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень под водой»

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа Н, Сладкова „Осень под водой“» размещена в разделах

Чтение, беседа, загадывание загадок, рассматривание предметных картинок, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор признаков, синонимов, образование относительных прилагательных, моделирование.

Оборудование:

Вырезанные из картона разноцветные листья деревьев, магнитная доска, кукла- «Художник», музыкальное сопровождение, «разноцветные палитры», «дождевые капли», графические схемы.

Предварительная работа:

• Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень под водой».

• Лексико-грамматические упражнения.

Рассматривание иллюстраций.

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Лексико-семантическая работа:

Игра «Скажи иначе»

Пустынно — пусто, безлюдно, нет ничего, одиноко.

Глухо — глухота, тихо, тишина, не слышно шума.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог предлагает отгадать загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен, потому что я. (осень)

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация словаря.

— Какая сейчас осень? (Сейчас поздняя осень)

— Какая осень была? {Была золотая осень.)

— Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? {Под водой золотой осени не бывает.)

— Почему? {Потому что в подводное царство не попадают солнечные лучи.)

3. Чтение отрывка. Развитие слуховой памяти, внимания.

— Сегодня я прочитаю вам отрывок из рассказа «Осень под водой», написал его Н. Сладков.

Над озером высокое синее небо. На берегах стоят березки, похожие на горящие свечки. Ели черные и строгие. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

а) Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы

— Что отражается в озере? (В озере отражается высокое синее небо.)

— На что похожи березки? (Березки похожи на горящие свечки.)

— Какими остаются ели осенью? (Осенью ели остаются черными и строгими.)

— Почему осинки называют трепетными? (Потому что при легком дуновении ветерка осинки начинают как будто «трепетать» листьями.)

б) Подвижная игра «Соберем листья в корзинки». Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

Под музыкальное сопровождение дети собирают листья в корзины.

— Какие листья собрали в корзину?

(Я собрал (а) березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, осиновые, ивовые листья.)

— О каком дереве мы забыли? (Мы забыли о ели.)

— У ели есть листья? (Есть, но они в форме иголок.)

— Иголки у елки какие? (Еловые, колючие, длинные, зеленые, тонкие.)

— Ель, какое дерево? (Ель хвойное дерево.) Дети ставят корзины с листьями за елочку.

Дети садятся на стульчики. Педагог предлагает послушать еще один отрывок.

4. Чтение еще одного отрывка. А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Пустынно и глухо.

Вопросы к детям.

Беседа по содержанию отрывка. Развитие диалогической речи.

— Бывает ли золотая осень в подводном царстве? (В подводном царстве золотой осени не бывает.)

— Почему там осень хмурая? (Потому что солнечные лучи не достают до глубины озера.)

— Чего вы не услышите под водой? (Под водой не слышно шелеста листьев, посвистывания ветра.)

— На глубине озера как? (На глубине озера пустынно и глухо.)

5. Лексико-грамматические упражнения по тексту.

а) Игра «Ассоциации». Развитие ассоциативного мышления.

— Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете?

(Лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи.)

— Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (Камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода.)

б) Игра «Краски осени» Расширение словаря признаков.

— К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.

Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их. Дети выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная.)

— Найдите «подводные краски».

(Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная.)

6. Повторное чтение отрывков из рассказа. Развитие долговременной памяти.

— Я прочитаю текст еще раз, послушайте.

Педагог читает отрывки, дети выстраивают графический план рассказа из схем.

7. Выстраивание графического плана отрывков. Формирование логической цельности рассказа.

Осенний дождик оставил разноцветные капельки. Возьмите по одной капле и встаньте так, как вы будете пересказывать рассказ.

— О чем ты будешь рассказывать? (Я буду рассказывать про осень на берегу озера.)

— О чем расскажешь ты? расскажу про осень под водой.)

8. Пересказ рассказа парами. Развитие связной речи.

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

— Чем занимались на занятии?

— Как назывался рассказ?

— Кто автор?

Закрепление изученного материала вне занятия.

• Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

• Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

• Предложить детям нарисовать осенний пейзаж (как он им представляется) над водой и под водой.

• Устроить выставку детских работ.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Конспект в подготовительной группе пересказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. Цель: Связная речь:.

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники Тема «Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Яблоко» Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в старшей группе Тема «Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Яблоко» Интеграция.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.

Конспект занятия «Продукты питания». Пересказ рассказа В. Осевой «Танины достижения» Цель: расширять и активизировать лексический материал по теме. Задачи: Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по ролям;.

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси». Конспект занятия по развитию речи на тему : «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси». Программные задачи : учить детей пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»». Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»». Цель :Составление пересказа «Сестра» по тексту и сюжетной.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Модель образовательной деятельности: Речевое- речевое развитие (03.05.2017) Воспитатель: Ребрунова Э. С. Тема: Пересказ рассказа В. Драгунского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень под водой»
Опубликовано: 29 октября 2017 в 11:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД