Клочкова Галина Игоревна
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Клочковой Галины Игоревны - воспитатель
Тема по самообразованию: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л. С., Леонтьев А. А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Актуальность выбранной темы. Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Перспективный план самообразования:
Учебный год Тема самообразования Этап Форма и срок отчёта
2020/2021г «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Теоретический - практический Консультация - презентация
2020 - 2021 учебный год
Тема : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Старшая группа
Этап - теоретический
№/№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
(заполняется в процессе реализации плана)
1. Изучение интернет-ресурсов методической литературы по данной теме В течение года
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов В течение года
3. Изучение методик технологий педагогов в Интернете. В течение года
4. Оформление и пополнение картотеки мнемодорожек и мнемотаблиц.
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов.
В течении года
5. Самоанализ проделанной работы Апрель
6. Отчет о проделанной работе Май
7. Планирование деятельности и перспектив развития Июнь - август
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи самообразования:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
2. Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
6. Провести мастер-классы для родителей на темы : «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
7. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
8. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Литература :
1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание. – 1990. – №10
2. О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
6. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. ; Эксмо, 2006г.
7. 2003г. спользование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г.
8. Рзвитие речи и творчество дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
9. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
План работы на 2020 – 2021 уч. г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
В течение года Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. Подборка материала с учётом возраста.
Показ мнемотаблиц для описательных расказов, заучивания стихов,расказывания сказок.
октябрь Составление рассказа по картине «Осень» Мнемотаблицы – схемы «Осень»
ноябрь-
декабрь Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей -систематизировать знания об осени и её явлениях с помощью описательных таблиц.
январь Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей. Мнемотаблицы – схемы «Зима»
февраль Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке. -систематизировать знания о зиме и её явлениях с помощью описательных таблиц.
март-апрель Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему.
Работа с родителями
октябрь Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», Индивидуальные консультации
ноябрь «Правильно ли говарит ваш ребенок» Анкета
декабрь «Применение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Папка - передвижка
Январь Памятка «Что такое мнемотехника»Консультация для родителей
февраль-
март «Вместе с ребенком»-создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами
апрель «Мнемотехника в помощ мамам и папам» Буклет
май «Благодарственное письмо родителям» и медали детям «За стремление к знаниям» Поощрение родителей и детей
Работа с педагогами
октябрь Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц» презентация
январь Консультация «Использование мнемотехники в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» консультация
март Консультация «Мнемотаблицы для детей» Консультация
май Отчёт по теме самообразования «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
отчет