Поисково-исследовательская деятельность в средней логопедической группе. «Волшебница-водица»

Ольга Васильевна Кузнецова
Поисково-исследовательская деятельность в средней логопедической группе. «Волшебница-водица»

Цель: развитие представлений детей о воде.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи:

познакомить детей со свойствами воды в процессе выполнения опытов;

совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;

формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов: закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

развивать умение формулировать выводы по итогам опытов;

развивать социальные навыки: умение работать в микрогруппах;

активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное, экономичное отношение к чистой воде.

Интеграция:образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование:

Прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы. Вещества для опытов (вода, молоко, сахар, соль, мука, масло). Пластмассовые ложечки, камушки, кубики, шарики. Схемы сенсорных методов обследования (посмотреть, послушать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать). Мультимедийная установка (презентация).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, игровые упражнения «Какая бывает вода».

Ход деятельности:

Организационный момент:

- Я рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и поприветствует его.

Мотивационно-ориентировочный:

- Дети, вы любите, когда к вам приходят гости… и с подарками! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость.

Появляется Мойдодыр (слайд): Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок Командир.

Обращается к детям: Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

- А вы, дети, умываетесь по утрам и вечерам?

- Чем вы умываетесь?

- Для чего еще нужна вода? (ответы детей: вода нужна людям постоянно, чтобы мыть, чтобы приготовить пищу. Растения нужно поливать водой. Ни одно живое существо не может обходиться без воды).

Воспитатель: Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Мойдодыр: - Я принес вам водичку и хочу побольше о ней узнать. Вы мне поможете? (ответы детей).

Поисковый этап.

- Чтобы помочь Мойдодыру, я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты, эксперименты). Правильно, но чтобы провести опыт, что нужно сначала сделать (составить план и выбрать методы исследования). Что нам поможет?

На доске выкладываются схемы (глаз, ухо, нос, язык, рука).

Практический этап.

- Дети, что мы будем делать сначала? Потом? (проведем опыты по предложенному порядку). Чтобы быстрее провести работу, нужно разделиться на пары.

Дети подходят к столу и начинают работу.

Опыт № 1 «Вода-жидкость»

-Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется, растекается по блюдцу. Почему вода растеклась по блюдечку? Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. Какие еще вы можете назвать жидкости?

На доске вывешивается символ-памятка о свойстве воды.

Опыт № 2 «Вода не имеет формы»

-Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы? А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем напивать воду в разные емкости. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму этих емкостей. Что же показал нам этот эксперимент? Вода имеет форму? Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму той емкости, в которую ее наливают.

На доске вывешивается символ-памятка о свойстве воды.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса и запаха»

-А сейчас я вам предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, если она чистая. Теперь возьмите трубочки и попробуйте воду из стаканчиков. Есть ли у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса.

На доске вывешивается символ-памятка о свойстве воды.

Опыт №4 «Вода не имеет цвета, она прозрачная»

-Ребята, на столах у вас есть еще стаканчики с молоком. Давайте сравним эти жидкости по цвету. Молоко белое, вода бесцветная. Опустите камушки в воду и молоко. Что вы наблюдаете? В воде камушки видны, а в молоке нет. Значит, вода прозрачная.

На доске вывешивается символ-памятка о свойстве воды.

Опыт №5 «Вода растворитель»

-Давайте, проведем еще один опыт. В один стакан положим сахар, в другой соль, в третий муку, а в четвертый нальем немного масла. Хочу напомнить вам, что при проведении таких опытов, нужно соблюдать определенные меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно.

Растворяя вещества, приходим к следующим выводам: сахар и соль хорошо растворяются в воде, мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, масло не растворяется в воде. Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.

На доске вывешивается символ-памятка о свойстве воды.

Воспитатель показывает опыт с паром:

Опыт №6 «Вода может превращаться в пар»

-Сейчас я покажу вам еще один опыт, а вы поможете мне сделать вывод. Вы видите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду. Правильно, вода при нагревании превращается в пар. Некоторое время я подержу над паром стекло. Что произошло со стеклом? На стекле образовались капельки воды. Пар опять превратился в воду. Вот так происходит и в природе.

- Ребята,а вы знаете что такое круговорот воды в природе?

- Сейчас я вам расскажу. Ложитесь поудобнее, закройте глазки.

Релаксация «Ходят капельки по кругу»

Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Сейчас я сосчитаю до трех и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Воспитатель: Давайте повторим то, что вы услышали. (слайд «Круговорот воды в природе).

Дети: Из тучи летом идет дождь, а зимой снег. Капельки дождя превращаются в ручей, ручей течет в реку, река впадает в море.

Яркое солнышко заставляет капельки воды испаряться, превратив их в легкие воздушные облака. Облака собираются в тучи, и снова идет дождь.

Коллективная работа

- Я приготовила тучку, а вы сделаете дождик. Пусть этот дождик будет разноцветным! (дети из цветной бумаги вырезают капельки и приклеивают к тучке).

- Какой красивый разноцветный у нас получился дождик. Мойдодыр, тебе понравился наш дождик из капелек? Дети, а откуда еще могут капать капельки (из крана, если его неплотно закрыть?

-А вы всегда плотно закрываете кран после того, как помылись? Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текли вода? Почему нужно беречь воду (ответы детей).

Как вы думаете, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана? Вот послушайте:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.

- А чтобы вы не забыли, я повешаю символ-памятку у нас в моечной: «Помыл руки – плотно закрой кран».

- А теперь давайте расскажем Мойдодыру о каких свойствах воды мы сегодня узнали, глядя на наши карточки - символы: Вода – бесцветная; вода – безвкусная (не имеет вкуса); вода не имеет запаха; вода не имеет формы; воду надо беречь.

Рефлексивно-оценочный.

- Дети, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Вы хотели бы еще проводить опыты и исследования?

- Вы все сегодня молодцы и Мойдодыр угощает вас чистой родниковой водой, чтобы вы были здоровыми, любили и берегли воду.

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Проект «Тайна моего имени» .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность в средней логопедической группе. «Волшебница-водица»
Опубликовано: 29 января 2013 в 05:13
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....