Папки-передвижки

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Анна Буркова
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов их участия в политической, экономической, социальной, духовной, культурной жизни общества. Свободный выбор возможностей для человека является условием его развития и представляет собой одну из самых высших целей человеческого общества. Среди основных возможностей, которые являются ключевыми для открытия доступа к остальным возможностям, выделяются три: возможность вести долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь материальное благосостояние, которое позволяет обеспечить достойный уровень жизни. Развитие человека является главным смыслом и формой существования человеческого общества. Современный уровень развития прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека не только создает возможность поставить человека в центр общественного развития, но также диктует необходимость использования результатов прогресса для развития человека.

Публикация «Понятие „Гендер“ и современные гендерные теории» размещена в разделах

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.

Также восприятие биологических различий между полами определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неодназначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используется как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идет активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей. Пол биологический - совокупность контрастирующих генеративных признаков одного вида. Пол социальный - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Следует отметить, что пол - одна из базовых характеристик человека как биологических, так и психологических - «стержень» его самосознания.

В психологической науке выделяется три основных направления исследований, связанных с проблемой пола:

первое основано на изучении объективно существующих полоролевых различий психики и поведения (В. А. Геодакян);

второе направление исследования изучает стереотипы феминности - маскулинности в рамках той или иной культуры (В. С. Агеев, Т. И. Юферева и др.);

третье направление посвящено исследованию проблем формирования половой идентичности, которая обычно понимается как единство сознания и поведения индивида, относящего себя к определенному полу.

Три подхода не находятся в изоляции друг от друга, а являются взаимосвязанными. Если половая идентичность предполагает «. мнение индивида о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половыми эталонами», то в изучении этого явления важную роль играет исследование содержания эталонов пола (второй подход, которые связаны с системой половых различий (первый подход).

Половая роль - это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Иначе подходит к определению соотношения понятий «половая роль» и «половая идентичность» И. С. Кон. Он считает, что половые роли соотносятся с системой нормативных ожиданий культуры, а половая идентичность - с системой личности.

Э. Эриксон - основоположник теории личностной идентичности - выдвинул концепцию половой идентичности, соответствующую мужскому и женскому принципу устройства человеческого тела. Исходя из этой позиции, мужчины характеризуются восприятием пространства как внешнего по отношению к себе. Специфика женского пола связана с переживанием некоего «внутреннего пространства». Этим определяются «. способности женщины на многих уровнях существования активно заключать в себя, принимать, не отпускать, иметь и удерживать, а также держаться за что-то».

Таким образом, половая идентичность является предметом многочисленных исследований, проводящихся с позиций различных психологических школ. В содержательном и в терминологическом плане более логичным, стройным и проработанным нам представляется следующее определение: «Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия». Наибольшую ясность в ее дифференциацию вносит определение понятия «гендер».

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, является исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения разнообразных форм проявления личности в социальном контексте. Биологическая активность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведение включает в себя не только базовую активность, но и то, на что направлена эта активность.

В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности человека. Культура предоставляет систему, посредством которой человек обозначает свои природные качества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культура - это один из системообразующих признаков поведения, которые исследователи обозначают мужское и женское начало. Другими словами, культурное предопределение отдельных человеческих качеств и способностей выступает одним из значимых оснований для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) признаков.

Концепция социально конструируемого гендера, предложенная Кэндест Уэст и Дон Зиммерман, базируется на теории П. Бергера и Т. Лукмана, в основе которой лежит понимание того, что социальная реальность одновременно и субъективна, и объективна, она создается в ходе социального взаимодействия. Социальная реальность объективна, ибо существует независимо от индивида, но она же и субъективна, ибо постоянно созидается, поддерживается и воспроизводится индивидом в ходе социального взаимодействия, либо в ходе ожидания социального взаимодействия.

К. Уэст и Д. Зиммерман предложили следующее понимание гендера : «Гендер "создается" мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию тендера». При этом они указали, что в традиционных обществах пол понимается как заданная биологическими критериями социально одобренная и принятая определенность. Социально принятая определенность пола выражается через принятые и одобренные социумом категории признака пола (соответствующая полу одежда, поведение, голос, движения и т. д.). Гендер же является продуктом особого рода социального делания (создания) в ходе социального взаимодействия. Каждый конструирует собственную гендерную принадлежность, и точно так же каждый мгновенно «прочитывает» гендерную принадлежность другого. Понятия гендерный дисплей (гендерное проявление) и гендерная роль прекрасно отражают поведенческие аспекты ожиданий и интерпретаций, связанных с непременным разделением на мужское и женское. К. Уэст и Д. Зиммерман указали, что более адекватными при рассмотрении гендера как постоянной деятельности в ходе обыденного взаимодействия являются понятия «пол», «категория пола», «гендер».

«Пол». Понятие пола обусловлено социально принятыми биологическими критериями: наша культура различает только два пола, тогда как антропологам известны культуры, различающие большее количество полов.

«Категоризация по признаку пола». В практике повседневного общения абсолютно все во внешности, поведении и т. д. направлено на маркировку и атрибуцию с конкретным полом. Как указывают исследователи, в основе коммуникативного доверия лежит потребность идентификации партнера по взаимодействию.

«Гендер». Гендер конструируют, создают индивиды, но он проявляется исключительно в ходе социального взаимодействия. Создание (конструирование) гендера состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно несоответствующее.

Продолжая предложенную К. Уэст и Д. Зиммерман классификацию, отечественные исследовательницы Е. Здравомыслова, А. Темкина и И. Тартаковская разработали понятия «гендерная система» и «гендерный контракт».

«Гендерная система» — существующая в социуме система социального взаимодействия по поводу гендерного поведения и гендерной идентификации; представляет собой многоуровневый феномен, объединяющий набор социальных, институциональных и символических практик, с помощью которых мужчины и женщины разделяются по признаку пола и оказываются в ассиметричном положении в отношении друг друга. Система гендерного взаимодействия подвижна как ситуационно, так и исторически: так как «гендер — не та "вещь", которая вечно присутствует в одной и той же исторической форме в каждой ситуации. Из-за того, что нормативные представления об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу, различаются в разных культурах и в разное историческое время, регулирование ситуативного управления в свете этих экспектаций может приобретать самые различные формы».

Таким образом, и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным событиям и явлениям, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных ситуациях социального взаимодействия.

В процессе познания из окружающего мира вычленяются и именуются предметы, свойства, процес­сы не только реальных, но и духовных миров. К последним можно отнести образы, "символы, эталоны и стереотипы культуры, а также признаваемые обществом ценности, этические нормы".

В виде когнитивно-концептуальных структур они образуют основу картины мира, «зависящей, в современном понимании, от особенностей истории и общественного устройства, природы, традиционных видов деятельности и других форм проявлений данной национально-культурной общности. Особое место в картине мира занимают принципы и модели.

Гендерные стереотипы, возникающие над биологически-половой реальностью, отражают совокуп­ность биологических признаков, социальных ролей, особенностей психики и поведения, присущие представителям данного пола в рамках данной культуры.

Применительно к гендерным стереотипам термины "маскулинность" и "фемининность" представ­ляют собой "концептуальные метафоры, передающие внутренне противоречивое и одновременно дина­мичное соотношение мужских и женских субстратов".

Проявление мускулинности и фемининности можно наблюдать в самых разных сферах: "в типах поведения, в различных видах социальной активности, а также в языке, описывающем эти феномены".

Интерпретация гендеризма как "реальности, опосредованной знаками, символами и текстами", выделение, наряду с биологической и социальной, культурно-символической составляющей пола, по­средством которой многие, непосредственно с полом не связанные феномены и понятия отождествля­ются с "мужским" и "женским", позволяют предположить, что в каждой культуре существует "тендер­ная картина мира". Это понятие включает в себя совокупность представлений, составляющих такое ви­дение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началами. К причинам, лежащим в основании ее функционирования, следует отнести две принципиальные характеристики процесса мышления. Первой является сам способ концептуализации реальности при помощи бинарных оппози­ций как наиболее привычную и "экономную" форму организации картины мира, берущей начало в про­тивопоставлении "МЫ - ОНИ". Вторая заключается в следующем: общая картина мира всегда "очело­вечена", что обнаруживает себя в аллегорическом, символическом и метафорическом характерах ее об­разов, в обращении, например, к телесной метафоре. Поскольку человек не нейтрален к полу, то част­ным случаем антропоморфизации картины мира служит "наделение явлений и вещей гендерными ха­рактеристиками, соотнесение их с мужскими или женскими".

Одним из принципиальных положений гендерных исследований стал тезис о том, что в двух со­ставляющих пола - социальной и культурно-символической - содержатся неявные ценностные ориен­тации и установки. Природа и культура, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное - эти фе­номены, непосредственно с полом не связанные, отождествляются с мужским или женским таким обра­зом, что внутри этих пар создается своеобразная иерархия, получившая название "гендерная ассимет- рия". То, что определяется как мужское, помещается в центр и рассматривается в качестве позитивного и доминирующего, а маркированное как женское - в качестве периферийного. Иерархия "мужественно­сти" и "женственности" как ценностей оказывает влияние на иерархию социальных субъектов (как от­дельных индивидов, так и, например, культур, для которых быть представленным или представлять самих себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных атрибуций. Таким обра­зом, при помощи гендерной метафоры подтверждаются отношения неравенства, власти, контроля.

Вместе с тем должны быть сделаны два уточнения, без которых корректное объяснение многих фе­номенов гендерной картины мира невозможно. Во-первых, степень отмеченной андроцентричности культур различна. Так, вероятно, русская культура в силу ряда факторов менее андроцентрична, чем за­падная. Это обнаруживает себя в ее отдельных компонентах, будь то язык или философская концептуа­лизация мужского и женского начал.

Во-вторых, помимо отождествления фемининного с подчиненным, уязвивым, страдающим, необхо­димо принимать во внимание и другие смыслы, заключенные в данном концепте, равно как и в картине взаимодействия двух начал. Так, следует учитывать обстоятельство, которое, как правило, игнорируется в феминистском дискурсе: образ женского начала по своей сущности амбивалентен. Например, Ж. Лакон считает, что женщина в андроцентрической культуре "не существует", но при этом следует уточ­нить - не существует как действительность. Однако она постоянно присутствует как возможность и худшего, и лучшего. Женщина - это и меньше, чем мужчина, но и больше, чем мужчина. Мужчина - это человек, но всего лишь человек. "Фемининное как угроза нарушения одних норм и отрицание одних ценностей - это одновременно и возможность утверждения иных норм и ценностей, чем объясняется, например, глубокая укорененность в мировой культуре идеи спасительной миссии женского начала".

Мужское начало трактовалось "как апполоновское начало формы, идеи, инициативы, активности, власти, ответственности, культуры, личности, разума, абстрактного понятийного мышления, сознания, справедливости. Женское начало - как дионисийское начало матери, пассивности, подчинения, приро­ды, чувства, инстинктивности, бессознательности, конкретного мышления, милосердия. Такая трактов­ка мужских и женских качеств традиционна и для философского, и для массового сознания".

Важно учитывать, что "гендерные стереотипы, отражаемые языком, с одной стороны, культурно обусловлены, а с другой - осознаются индивидом в соответствии с его личным опытом".

Пол человека - одна из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых харак­теристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентации личности в мире, в том числе посредством языка. Антропоориентированный подход к исследованию языка и ком­муникации тесно связан с когнитивной научной парадигмой и позволяет приписать мужественности и женственности статус концептов. Еще одним важным фактором изучения маскулинности и фемининно- сти является признание их не только когнитивно, но и культурно обусловленными сущностями и пере­несение их изучения в область лингвокультурологии и других наук, связанных с исследованием культу­ры и общества, а также в сферу взаимодействия культур и их отдельных представителей.

В свою очередь, гендерный подход основывается на ряде методологических принципов, важнейший из которых - релятивизация пола, то есть отказ от биодетерминизма и интерпретация гендера как соци­ально и культурно конструируемого феномена. Признание культурной обусловленности пола, его институциональности и ритуализованнного характера ведет и к признанию его конвенциональности, кото­рая неодинаково проявляется как в различных культурных и языковых сообществах, так и на разных этапах их развития. Все это позволяет подойти к феноменам мужественность и женственность не как к неизменной природной данности, а как к "динамическим, изменчивым продуктам развития человече­ского общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию и подверженным сильнейшему влиянию культурной традиции".

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Гендерные особенности детей дошкольного возраста» Величие небольших различий (памятка для родителей) • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. • Не уличайте детей.

Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс-диагностики уровня психического развития Гендерные различия мальчиков и девочек по результатам опосредованной экспресс - диагностика уровня психического развития детей старшего.

Гендерные различия страхов у детей 6–7 лет В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников (Выступление на методическом.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Понятие внимание в психологии Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 07:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД