Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника

Зоя Ивановна Гавриленко
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника

" Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".

В. А. Сухомлинский.

Современные дошкольники - пытливые исследователи окружающего мира. Они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника» размещена в разделах

Дошкольники начинают понимать причинно- следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Для достижения успеха в познавательно - исследовательской деятельности необходимо :

* Вызвать интерес детей к содержанию деятельности (тайна, сюрприз);

* Предложить доступный для возраста материал;

* Дозировать степень активности взрослого (взрослый- советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).

* Создать доброжелательную обстановку и с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы " как?", " зачем?", " почему?"

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Тематика познавательно - исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

Организация познавательно - исследовательской идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы.

Неживая природа - почва, песок, глина, камни, воздух, вода, небесные тела.

Физические явления - магнетизм, вес, электричество, свет и др.

Рукотворный мир - предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, необходимо построить предметно-развивающую среду.

В качестве объектов исследования я предлагаю детям, те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательно посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой - это снег, лед, сосульки.

Летом - вода, камни, глина и песок.

Например, лужа после дождя - прекрасный объект для наблюдений. Мы с детьми наблюдали за ее испарением, образованием волн, искали водных обитателей.

Или обыкновенный песок - один из самых доступных материалов для исследований в детском саду. Мы с детьми учились различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним узнавали, кто проходил, а на сухом оставались только ямки. Затем с детьми сравнивали песок и камни. На участке насобирали камни. Принесли их в уголок природы, рассматривали с детьми, гладили, сжимали, проверяли на прочность, называли их свойства, форму, цвет, твердость, особенность поверхности.

Ноябрь, декабрь, январь - самые короткие дни, в это время хорошо наблюдать за звездами и луной на темном небе.

В декабре мы с ребятами начнем свое наблюдение за луной в фазе полнолуния. Мы с ними договоримся, что они ежедневно по дороге в детский сад будут рассматривать луну и обращать внимание, не изменилась ли ее форма, и, придя в группу, перенесут свои наблюдения на бумагу в виде аппликации, на которой укажем дату.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и умели отстаивать и высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Организация познавательно - исследовательской деятельности в нашей группе, началась с несложных экспериментов с водой, испытывали предметы на плавучесть. Предлагала заранее угадать, какие утонут, а какие будут плавать, и, сделав таблицу, занесли в нее результаты исследования.

Мы планируем проводить различные опыты по смешиванию воды с разными веществами: с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, гречкой, фасолью, растительным маслом, акварельными красками, вареньем. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, даю возможность им предугадать, что произойдет с веществом, когда оно попадет в воду. Затем выясним экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь.

Предложу подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывет и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Но некоторые смеси разделить не сможем. Смешиваются они очень хорошо, но разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Соленая вода - раствор.

Далее с детьми буду проводить опыты с воздухом, льдом.

Эксперименты с фонариком в темной комнате, (как проходит свет через фольгу, толстую шерстяную ткань).

Опыты с магнитом. Дети узнают, на что способен данный предмет. Предложу для опыта использовать различные приспособления (лист плотной бумаги, книгу, доску, ткань, картон, в том числе через руку человека) как будет действовать магнит, можно ли двигать железные скрепки.

Какая сила притяжения у магнитов разных по размеру?

Все данные опытов и экспериментов будем заносить в таблицы.

Таким образом, работа по организации познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста помогает развивать познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Родители с большим удовольствием принимают активное участие, помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также продолжают исследования дома вместе с детьми.

Вывод:

Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей дошкольного возраста познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, способствует формирования первоначальных понятий.

Предполагаемый результат:

- расширение знаний детей об окружающей действительности;

- активизация словаря;

- развитие интеллекта, любознательности и наблюдательности;

Публикации по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность и ее значение для развития личности» Потребность в познании окружающего мира появляется у человека буквально с самого рождения. Детство – пора поисков ответов на самые разные.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника» Падерина Марина Викторовна воспитатель I кв категории МКДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Варгаши Курганской области Цель: Воспитание положительных.

Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника Познавательная деятельность детей имеет очень большое значение в жизни каждого ребенка. В детском саду познавательные исследования это,.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Т. В. Алленова-воспитатель муниципальный.

Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город». Социальный мир НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город - Балаково» Цель: расширение и углубление знаний детей о своём родном городе – Балаково. Задачи: продолжать знакомить.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника
Опубликовано: 11 августа 2016 в 14:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД