МААМ-картинки

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Золотая Хохлома»

Наталья Якубовская
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Золотая Хохлома»

Паспорт проекта

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

Ты любовью рождена, мастерством одарена.

Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

Название проекта «Золотая хохлома»

Разработчики проекта : педагог дополнительного образования Морозова Елена Николаевна,

музыкальный руководитель Бурова Татьяна Константиновна, воспитатели Суворова Надежда

Валерьевна, Румянцева Елена Константиновна.

Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный.

Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

Участники: педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, воспитатели, дети

старшей группы, родители.

Срок реализации проекта : 1 месяц.

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача

особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного

богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен

начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать

культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы,

поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное

искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след,

вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его

всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в

произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще,

многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены

большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и

побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного

искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное

значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе

работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного

искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого, который вошел в проект.

Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме

как в групповой непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной

деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные

моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание

узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской

росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного,

очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит

следующая проблема.

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании

культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию

творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить?

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному

промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным

ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

1. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать

свои работы.

2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.

3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.

4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

5. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя

разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

№ Образовательная область Содержание

1. Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке,

физкультминутки и др.

2. Социально-коммуникативное развитие

Составление описательных рассказов о хохломской

росписи, просмотр презентаций, дидактические

игры, просмотр видеосюжетов.

3. Художественно -эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством;

изготовление поделок к праздникам в подарок и для

украшения интерьера. Знакомство детей с народным

музыкальным творчеством.

4. Речевое развитие Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов

русских писателей, заучивание с детьми стихов,

поговорок, считалок.

5. Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о

предметах народного художественного промысла

русских мастеров – хохломской посуды,

особенностях её росписи.

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа,

объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как

проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний,

умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для

творческого развития личности.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:

Познакомятся с историей хохломской росписи.

Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.

Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя

разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.

Этапы реализации проекта :

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Беседа: «История возникновения хохломской росписи».

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

Задачи:

Познакомиться с хохломской росписью.

Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических

игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино»,

«Собери картинку». Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного

творчества – рисования.

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах.

Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические

игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась»,

«Собери картинку», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка»,

«Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома». Подвижные игры: «Кто быстрее донесет

вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.

Лепка (метод налепа) : Хохломская ваза.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему : «Золотая хохлома». Получают

информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают

новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают

песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание презентации «Золотая хохлома». Итоговое мероприятие «Золотая хохлома» - роспись

хохломской ложки.

Взаимодействие с родителями

Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома».

Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Творчество в детском

возрасте».

Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к

народной культуре».

Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.

Итоговые мероприятия: «Золотая хохлома» - роспись хохломской ложки.

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только

воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные

яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными

произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании,

мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует

творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию

фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с

интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;

игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию

благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;

метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;

здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную

и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр. ;

индивидуально-дифференцированный подход;

развивающие игры.

Используемая литература:

«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л. В.

Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)»

Грибовская А. А. - Москва 2011 г.

«Русское народное творчество в детском саду» Усова А. П. – Москва 1972 г.

«Народное декоративное – прикладное искусство» - М. : Просвещение, 1984.

«Дети и народное творчество» - М. : Просвещение, 1995 г.

«Росписи Хохломы» - М. : Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

«Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г

Интернет ресурсы: nsportal. ru

Интернет https://allforchildren.ru/

Публикации по теме:

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" (выполнено в нетрадиционной.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Осень золотая» Познавательно-творческий проект на тему: «Здравствуй, Осень Золотая» Автор проекта: воспитатель Михеева Татьяна Константиновна Название.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПознавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Тип проекта: познавательно- творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет).

Проект «Золотая Хохлома»Проект «Золотая Хохлома» ПРОЕКТ ТЕМА: «Золотая Хохлома» Вид проекта: информационно-творческий Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.

Творческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группеТворческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группе Творческий проект «Золотая осень» Тип проекта: творческий. Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 9 января 2021 в 19:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД