Папки-передвижки

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

Анна Хаматнурова
Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».

Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получил положительный опыт контакта. Взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы установить партнерские, доверительные отношения с ребенком. (Принципы программы «Son-Rise»)

Публикация «Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Основная мысль, заключается в том, чтобы любить своего малыша без условий и требований, постараться понять, подключиться к его играм, занятиям, интересам. Подражать действиям ребенка. Учить имитации посредством имитации самого ребенка, вместе радоваться простым вещам, просто быть рядом. Чтобы помочь ребенку, родители должны не казаться, а быть спокойными, счастливыми и любящими. Нужно постепенно приучить малыша что вы рядом, что вам интересно то же что и ему, что мамины прикосновения приятны и безопасны. Исключить травмирующие ребенка события, прогулки, гостей и т. д. Больше играть, разговаривать, меньше отвлекающих предметов где проходит общения и занятие. Больше внимания к ребенку, контакта, игр.

Всеми силами нужно доказать ребенку что его любят таким каким он есть, не ругают, а присоединяются, объясняют, помогают.

Очень важно что бы ребенок сам захотел общаться, идти на контакт с миром, учиться новому.

Важно давать ребенку новые знания и информацию в том виде в котором он может и хочет усваивать новое, используя все пристрастия и интересы ребенка. Его мотивацию и желание быть с вами.

Будьте терпеливы, наладьте контакт, чаще играйте с ребенком на его уровне. Имитируйте его звуки и движения.

Пусть ваши ласки будут нежны и не навязчивы. Не настаивайте.

Играйте в те игры которые интересны вашему ребенку, больше разговаривайте, не ругайте. Старайтесь понять вашего ребенка и присоединиться к нему

Если ваш малыш плохо ведет себя в магазинах или на улице, постарайтесь не ходить в эти места. Ограничитесь своим двором или одним и тем же маршрутом, постепенно добавляя новые впечатления.

• Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.

• Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.

• Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.

• Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.

• Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.

• Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций.

• Ваша речь должна быть с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. (используйте междометия)

• Избегайте длинных фраз, говорите чётко, коротко, по делу.

• При общении с ребенком нужно смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему, помимо этого общение «глаза в глаза» побуждает обращать внимание на артикуляцию.

• Многие аутисты мыслят образами, поэтому понадобится стимульный материал с изображениями предметов и действий. (Карточки пекс Визуальные карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).)

• Развивайте мелкую моторику. Выбрать нужно именно те задания, которые заинтересуют ребенка и вызовут положительные эмоции. (рисование, сенсорные коробки, лепка, игры с природным материалом, пальчиковые игры и др.) (Элементы методики Монтессори)

• Продумайте серию вопрос-ответ, где всего два варианта ответов: - «да-нет» (Хочешь есть? Идем спать).

Многие родители, чтобы ребенок заговорил быстрее, заставляют его повторять бесконечное количество раз слова-образцы: «Скажи – папа, скажи – мама и т. д.», тем самым вызывая у ребенка негативную реакцию.

• Необходимо помнить, что речь нужна для общения, а формирование речи происходит в диалоге, поэтому старайтесь спровоцировать ребенка ответить на вопрос, либо на высказывание.

• Обучение использования указательного жеста для выражения своего желания.

• Необходимо научить ребенка звукам речи. Начинать лучше с гласных, так как у детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, и его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение.

• Выполнение артикуляционной гимнастики только по показу взрослого (ребенок не поймет, что такое «улыбка», «хоботок», «грибок» и т. д.)

• Обучение глаголу «Дай» (В ситуации когда, например ребенок не может достать игрушку, но тянется к ней, взрослый в этот момент говорит: «Что тебе дать? Машинку? Скажи «дай»).

• Использование элементов различных методик, таких как: Методика Домана, Лупан, поведенческая терапия(ABA, цветотерапия, холдинг-терапия, игротерапия, TEACH-терапия и др.

• Воспроизведения двигательных упражнений с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность. (Железнова)

— Ножки, ножки, вы куда бежите? (бежим)

— Ножки, ножки, вы куда бежите?

— Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенёчкам, (подпрыгиваем)

Да в ямку бух! (присели)

(В своей работе мы активно используем книгу «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» С. В. Исхановой. Для выполнения заданий дома.)

Для каждого ребенка с аутизмом после диагностики составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса.

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива, но следуя вышесказанным рекомендациям, занятия с детьми-аутистами будут иметь высокую эффективность.

Список использованной литературы:

1. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с

особенностями психофизического развития. Мн. НИО., 2003. 232с.

2. Лещинская Т. Л. Образовательная интеграция и социальная адаптация

лиц с ограниченными возможностями. Мн. НИО. ,2005. 260 с.

3. Либлинг М. М. : Развитие взаимодействия со взрослым и организация занятий с аутичным ребенком. Детский аутизм. Составитель Шипицына Л. М.

4. Шипицына Л. М. Детский аутизм. Спб., 2005.124с.

5. Шоплер,Минск, «Медисонт», 2009, «Поддержка детей с аутистическими нарушениями от 0 до 6 лет»

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи речи детей второго года жизни» группа раннего возраста Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни Развитие речи от 1 до 2 лет. Второй год характеризуется.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.

Практические рекомендации «Коррекция речи и движения на физкультурных занятиях в ДОУ» Ходьба — осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их.

Практические рекомендации по эффективному взаимодействию с гиперактивными детьми Данные рекомендации представляют интерес не только для педагогов дошкольных образовательных учреждений, но и для родителей гиперактивных.

Практические советы для родителей по развитию речи детей «Родительство-уникальный труд!» С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых.

Рекомендации для родителей по развитию разговорной речи детей Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Вечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и родителей «Вместе весело играть!» Кротова ГалинаВечер досуга для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)Т.  харрис:Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 5 сентября 2016 в 12:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД