МААМ-картинки

Практико-значимый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Ольга Коваль
Практико-значимый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Введение

Актуальность темы:Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к своим товарищам, редко сострадают чужому горю, поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Практико-значимый проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность“» размещена в разделах

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

Нравственно - патриотическое воспитание у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.

Цель:проверить эффективность использования проектного метода в формировании патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.

• Выявить особенности формирования нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.

• Разработать проект «Защитники Земли Русской»

• Проверить эффективность реализации проекта.

Методы исследования:

• Анализ методической литературы;

• Наблюдение;

• Беседа;

• Продуктивная деятельность;

• Обработка результатов

Гипотеза: можно предположить, что проектная деятельность способствует успешному решению задач по нравственно - патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства, превалирование общественного интереса над личным.

Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.

В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны, нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Практическая часть

В соответствии с годовым тематическим планом я начала разрабатывать проект «Защитники Земли Русской».

Вид проекта: творческий практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: две недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагоги-специалисты.

Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов детской деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех образовательных областях.

Начиная работу по данному проекту, я использовала активную взаимосвязь родителей и детей. На начальном этапе была проведена консультация с родителями «Как рассказать ребенку об истории России?». В ходе беседы мы определили степень их участия в данном проекте:

- посоветовали родителям, с какой художественной литературой можно познакомить детей дома;

- предложили ряд развивающих и познавательных игр по данной теме;

- предложили принять активное участие в создание мини - музея «Защитники Земли Русской»;

- предложили оказать помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Богатыри», «Бравые солдаты»;

- принять активное участие в изготовлении папки-передвижки «Мой папа-защитник Отечества», принести фотографии, где папы служили в армии.

Наметив план работы, мы начали реализовывать проектную деятельность. По мере того, что мы с детьми узнавали, все эти события отмечали на «Ленте времени». Первой темой нашего проекта являлась тема «Богатыри–защитники земли русской». В процессе работы мы знакомили детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкасались с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской. Благодаря родителям, которые помогли в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Богатыри», дети с удовольствием демонстрировали свою «богатырскую силушку».

Всякий раз предоставляли детям возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации. Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России.

В процессе проекта мы знакомили детей с важнейшими историческими событиями и историческими личностями, такими, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и А. В. Суворов и с событиями, связанные с Великой Отечественной войной, с теми людьми, которые героически сражались за Родину. Мы старались, преподнести нашим детям, материал, который ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа. Заключительная тема нашего проекта была: «Защитники современной России». Главной задачей было, вызвать в душах наших детей уважительное отношение к Российской армии, гордость за неё, желание самим в будущем стать защитниками своего Отечества.

Каждый мальчик мечтает быть таким, как его папа: сильным, смелым, храбрым, мужественным. И когда мы оформляли папку-передвижку «Мой папа-защитник Отечества», то каждый ребенок с гордостью рассказывал о своем папе и показывал его фотографии, где он служил в Российской армии.

Конечно, самым ярким событием послужила кульминация нашего проекта «Празднование дня Защитника Отечества», где на праздник были приглашены родители, а мальчики показали все свои качества настоящих мужчин, которые в будущем будут защищать свою родину.

Результаты исследования

В рамках использования проекта были выявлены следующие результаты исследования.

Высокий уровень был выявлен у 2 детей, что составило 6% на начало учебного года и у 6 человек на конец года (20%).

Дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность.

Средний уровень был выявлен у 23 детей на начало учебного года, что составило 77%, а в конце года у 21 ребенка – 70%. Дети знают своё имя, фамилию. Могут назвать членов семьи. Выражают, интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеют представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. По-доброму относятся к людям, живой природе. Осуществляют элементарный самоконтроль.

Низкий уровень был выявлен у 5человек, что составило 17% на начало года, в конце года у 3 детей – 10%. Дети знают своё имя, фамилию. Затрудняются ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеют некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляют неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Наглядно сопоставим уровень сформированных представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственно-патриотическом воспитании в начале и в конце года на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни сформированных представлений детей о нравственно-патриотическом воспитании на начало и конец года

Таким образом, по данным проведенного мониторинга, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, проектная деятельность способствует успешному решению задач по нравственно-патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы

Работа над проектом «Защитники Земли Русской» показала, что дети любознательны, активны, интересуются историей страны; проявляют чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны; интересуются историческими событиями; рассматривают произведения искусства, слушают музыкальные произведения; знают об исторических фактах из жизни членов своей семьи; проявляют активный интерес к народной музыке, традиционной песне и пляске, военной музыке; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

Практическая значимость

Данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формирование нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.

Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Список литературы

1. Агапова И. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет». -М. : ТЦ Сфера,2007.

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Изд. 4-е, доп. - М. : УЦ «Перспектива»,2008.

3. Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину».- М. : АРКТИ, 2003.

4. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие».- М. : АРКТИ, 2007.

5. Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья: методика работы с родителями».- М. : Мозаика-Синтез, 2007.

6. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет».- М. : Мозаика-Синтез, 2008.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Вашему ребенку уже___ лет. Он удивляет вас каждый день своим любопытством, активным взаимодействием с миром!

Каждый шаг вашего ребенка – событие, которое может стать определяющим для настоящего и будущего! Но не зная прошлого, ни один человек не сможет творить настоящее и будущее.

Мы, ваши помощники, задумываемся о том, как складываются ваши отношения с ребенком, каким вы его видите сегодня и завтра, что делаете для того, чтобы он знал историю своего рода, своей семьи, своего города, страны.

Мы будем признательны, если вместе с нами вы поразмышляете над следующими вопросами:

1. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Как вы считаете, какие патриотические чувства необходимо воспитывать у ребенка дошкольного возраста?

3. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? В чем их ценность?

4. С какими памятными местами нашего города вы знакомите ребенка или хотели бы познакомить?

5. Какие у вас возникают трудности при необходимости организовать экскурсию к памятному месту?

Заранее благодарны вам за ответы.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки» Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание первостепенной.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры» .

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Автор проекта : Харламова С. А. «Патриотизм, соединенный.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе через ознакомление с окружающим» Оглавление 1. Паспорт проекта 2. Актуальность и обоснованность проекта 3. Цели и задачи 4. Предполагаемый результат 5. Этапы реализации.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Проблемы окружающей среды для нас не новы, они прежние: вырубаются леса, высыхают реки, загрязняется воздух, которым мы дышим. Никто специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-значимый проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Опубликовано: 5 июля 2017 в 14:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД