Папки-передвижки

Статья «Развитие речи у детей 2–4 лет средствами малых фольклорных жанров»

Ольга Анатольевна Агошкова
Статья «Развитие речи у детей 2–4 лет средствами малых фольклорных жанров»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Овладение речью перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому особое значение отводится речевому развитию детей.

Публикация «Статья „Развитие речи у детей 2–4 лет средствами малых фольклорных жанров“» размещена в разделах

Главными воспитателями ребенка являются семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал воспитания личности, складывается из следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т. д. Наиболее общим и важным в развитии речи детей является не только произношение пословиц и поговорок, но и их воспитательное значение.

Народная национальная педагогика располагает разнообразными средствами. Одним из основных средств является богатый фольклор, который включает в себя достаточно большое количество пословиц, поговорок.

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи.

Малые фольклорные жанры являются одним из эффективных средств развития речи детей. Значение пословиц и поговорок как средств народной педагогики усиливает краткая, яркая и своеобразная, т. е. доступная для понимания и запоминания ребенком форма.

В пословицах и поговорках затрагиваются все события жизни людей: семьи и воспитания детей, любви и дружбы, труда, родины и народа, взаимодействие человека с природой, также развития речи детей.

Таким образом, малые фольклорные жанры могут эффективно использоваться в любой жизненной, воспитательной ситуации, и в занятиях по развитию речи детей.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.

В практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М. Ю. Новицкой, "Оберег" Е. Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой.

Но и в этих программах также нет конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Таким образом, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Это противоречие указывает на существование проблемы разработки комплексной методики развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Малые формы фольклора являются эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста, если:

1. Воспитатель организует занятия по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с включением малых форм фольклора.

2. Педагог в процессе свободного общения с детьми использует малые формы фольклора.

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики. Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики. Якушкина Т. И. Аннотация. В.

Конспект НОД по развитию речи для младшей группы «Использование малых фольклорных форм» Задачи: -продолжить знакомство с потешками; -воспитывать интерес к устному народному творчеству; -учить запоминать и выразительно рассказывать.

Круглый стол для родителей «Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Цель: Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Задачи: - приобщить родителей к участию.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Цель: Приобщение детей раннего возраста к фольклору. Задачи: 1 Научить детей слушать и воспринимать фольклорные произведения, формировать.

Применение малых фольклорных форм в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В. Соболева Воздействие фольклора на психическое развитие детей раннего возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается.

Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности.

Родительское собрание «Развитие речи детей 5–7 лет средствами малых фольклорных жанров» Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров». Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развитие речи у детей 2–4 лет средствами малых фольклорных жанров»
Опубликовано: 8 октября 2016 в 01:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД