Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 3–4 лет

Анастасия Галина
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 3–4 лет

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при первичном логопедическом обследовании детей 3-4 лет. При данном речевом нарушении выявляются различные дефекты произношения звуков:

- искажения звуков;

- замены одних звуков другими;

- смешения звуков.

Цель данной программы – преодоление выявленных речевых недостатков и формирование предпосылок фонематических представлений у детей с фонетико- фонематическим нарушениями речи в раннем, сен-зитивном для развития компенсаторных возможностей возрасте.

Организация данной программы имеет свои особенности: учет возрастных возможностей; проведение упражнений только в игровой форме; использование большого количества наглядности, дидактических игр, пособий, игрушек. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей раннего возраста фонематического восприятия возможно через решение следующих задач:

- формирование правильного произношения и подготовка артикуляционного аппарата и к произношению звуков, которых ещё нет;

- развитие способности локального восприятия неречевых и речевых звуков;

- формирование широкого диапазона звуковых сигналов, интонационных

характеристик речи с их фиксацией в памяти ребенка;

- развитие анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом, предложением;

- подготовка детей к освоению программы детского сада;

- расширение и активизация словаря;

- развитие связной, грамматически правильно оформленной речи.

Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и его готовности к сотрудничеству (от 10 до 20 мин). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок фонематического восприятия.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотиваци-онной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

Вводно-мотивационная (1—3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта «взрослый — ребенок», «родитель — ребенок». Инициатива приветствия принадлежит взрослому. Такое планирование содержания вводной части содействует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность – игры с пальчиками, на дыхание, двигательной координации движений.

Операционно-исполнительная (10—15 мин) предусматривает реализацию установленного этапа программы обучения – артикуляционные упражнения, постановка и автоматизация, дифференциация звуков.

Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, положительная оценка деятельности детей, рефлексирование происходящего на занятии.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих условий:

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Родители тоже включены в работу. Они получают индивидуальные задания.

Целенаправленная логопедическая помощь детям с ФФНР в условиях ДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, способствует предупреждению более сложных нарушений речи, ребенок быстрее обучается правильному произношению звуков. Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Программа проведения кружка «Говорим правильно» (вторая младшая группа) Консультация для родителей (с презентацией)«Программа проведения кружка «Говорим правильно»».Вторая младшая группа Цель: Рассказать родителям.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Геометрические фигуры
  • Сад и огород
Автор публикации:
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 3–4 лет
Опубликовано: 29 января 2014 в 10:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»
В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра поднимались до...
Лепка «Грибы для белочки»
Осенью во время познавательных занятий расширяем представление детей о дарах леса-грибах. Используем во время тематической недели иллюстрации, пособия,...
Выставка к конкурсу «Дары осени» — поделки из овощей, фруктов, семян и других...
Конкурс «Дары осени». Фотоотчет. Осень – очаровательное время года, богатое яркими красками, урожаем и разнообразным природным материалом. Традиционно в...
Фотоотчет об осеннем празднике «Приключения в осеннем лесу»
Ведущий. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день! ( дети исполняют песню "Спасибо тебе, осень) ( выходит...
Пионерам МAAM посвящается
Сегодня, 17 октября 2017 года я праздную свою четырёхлетнюю годовщину на МААМ. Пожалуй, теперь я могу считать себя ветераном маамовского движения....