Папки-передвижки

Проект «Чудо-чудное! Диво-дивное!» (народные промыслы России)

Вероника Павлова
Проект «Чудо-чудное! Диво-дивное!» (народные промыслы России)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №482 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Народные промыслы России. «Чудо - чудное, Диво- дивное»!

Познавательно - творческий

Разработчики проекта :

Павлова Вероника Валерьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории,

г. Новосибирск, 2016

Содержание проекта

Паспорт проекта….. 2 - 3

Актуальность…. 4

Публикация «Проект „Чудо-чудное! Диво-дивное!“ (народные промыслы России)» размещена в разделах

Цель и задачи….4 - 5

Содержание проекта…. …. 5 - 7

Ожидаемый результат…7

Результат….8

Литература …. …9 -10

Приложение

Анкетирование родителей…11-12

Фото – отчет…13 - 18

Паспорт проекта

Наименование проекта

Народные промыслы России. «Чудо - чудное, Диво - дивное»!

Вид проекта

Познавательно-творческий

Основной разработчик проекта Павлова Вероника Валерьевна

Цели и задачи проекта Цель проекта : Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи проекта :

1 Расширить знания детей о видах народного декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома);

2 научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

3 Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

4 формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине;

5 воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам;

6 способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Сроки реализации проекта ноябрь 2015 г. – май 2016г.

Этапы проекта Подготовительный : (выбор темы, построение плана деятельности, предварительная работа,

1. Изучение методической литературы и интернет - ресурсов по данной теме;

2. Подбор детской художественной литературы. Произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3. Разработка дидактических игр;

4. Подбор наглядных и дидактических материалов;

5. Подбор хороводных и подвижных игр;

6. Разработка конспектов, обогащение развивающей среды;

разработка проекта, подбор методической литературы, определение начальных знаний и сферы интересов детей по данной теме.

7. Провести консультацию с родителями с целью их включения в проектную деятельность;

8. Анкетирование родителей по народной культуре.

Основной: знакомство с некоторыми видами народных промыслов России (гжель, хохлома,творческая деятельность детей в данном направлении.

Заключительный: Папки по народным промыслам : «Хохлома»,»Гжель»;

Выставка «Хохломские чудеса», «Голубые цветы гжели».

Создание мини- музея «Народные умельцы»; проведение развлечения «Веселая ярмарка».

Изготовление книжки- малышки «Золотая хохлома»; «Гжель».

Участники проекта воспитанники старшего дошкольного возраста, родители

Ожидаемые результаты У воспитанников сформировано представление о старинных куклах, их назначении. Расширились знания по истории культуры Руси.

Актуальность проблемы:

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Цель проекта :

Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

1 Расширить знания детей о видах народного декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома);

2 научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

3 Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

4 формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости к Родине;

5 воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам;

6 способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта : долгосрочный.

Вид проекта : групповой, познавательный, творческий.

Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы № 11, родители.

Срок и место реализации - ноябрь 2015г. - май 2016г. МБДОУ «Детский сад № 482 «Радуга».

Продукт проекта :

Детские альбомы по народным промыслам :» Гжель», «хохлома»,

Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему

«Народные умельцы».

Условия реализации проекта

создание открытой атмосферы, вдохновляющей детей на проектное действие;

организация предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности;

поддерживание постоянного интереса к теме;

создание условий для презентаций проектов.

Взаимодействие с родителями.

Консультации:

«Значение прикладного искусства в развитии ребенка», «Роль родителей в возрождении русских традиций»; «Патриотическое воспитание в семье и в детском саду».

Анкета для родителей:

«Патриотическое воспитание», «Народное искусство в жизни вашей семьи»,

«Основы русской народной культуры».

Сотворчество детей и родителей в создании предметно - развивающей среды.

Содержание проекта

I этап. Подготовительный этап.

Мероприятия Сроки проведения Участники

(выбор темы, построение плана деятельности, предварительная работа,

Анкетирование родителей» Подведение итогов

Ноябрь-декабрь Воспитатели, родители

II этап. Основной этап

Мероприятия Сроки проведения Участники

Коммуникация:

.Чтение пословиц, поговорок, загадок, стихов о народных промыслах;

Чтение рассказов и сказок. Сказка «небесная лазурь Гжели», М. Боброва.

Чтение стихов : «Сине-белая посуда» С. Вахрушева, «Веселое слово Хохлома» Л. Яхнин, «Хохлома» В. Набоков, «Золотая хохлома» О. Волкова.

Чтение рассказов: «Сказ про Семена- ложкаря»

Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» ,Составление рассказов

(творческих, описательных) : по игрушкам

(народная игрушка – матрёшка, «Голубое чудо Гжели»

Сочинение сказок:

«Придумывание сказки о гжельской розе», придумывание сказки «Золотая хохлома».

Загадывание и отгадывание загадок о хохломе, гжели, матрёшках,

Разучивание русских народных пословиц и поговорок:

Познание:

1. Рассматривание тематических альбомов: «Золотая хохлома», Сказочная гжель» и наглядно- демонстрационного материала.

2. Наблюдения в природе:

- За красивой формой листьев.

- За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями;

- морозные узоры на окнах.

3. Рассматривание:

- картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»;

- репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги,

- иллюстрации: «Мастера Земли русской»

- предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы

Художественно-эстетическое воспитание

Лепка:«Чашечка-Милашечка»(хохлома, «Чайный сервиз»(гжель,

Рисование: «На полосе и квадрате» (хохлома, «Гжельский узор на полосе», «Раскрашивание тематических раскрасок» ,«Укрась матрешку»(хохлома, гжель, «Наряды с хохломским узором», «Укрась блюдо»(гжель, «Подари гжельский наряд», «Гжельский узор на посуде»(папье- маше).

Рисование по деревянным изделиям:

«Хохломская ложечка», «Мы матрешки озорные, сарафаны расписные!»

«Хохломская шкатулочка», «Мебель для Кати».

Аппликация: «Праздничное блюдо», «Гжельский чайничик».

Музыкальное развитие:

«Мы веселые матрешки», «Хохлома», «Веселись играй на празднике побывай», «Гжель. Гжель».

Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого)

Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

Развлечение:

Праздник свистульки», «Посиделки», «веселая ярмарка»

Народные подвижные игры : «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Золотые ворота», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Каравай»,»Колечко-колечко», «Золотая хохлома», «Веселая карусель».

ноябрь- май Воспитатели

дети

Дидактические игры:

«Наряди Матрешку»,»Разрезные картинки», «Народные промыслы»-лото,

Отбери элементы хохломского узора» «Лото», Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Собери гжельский узор», «Собери целое», «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора». Ноябрь - февраль

Воспитатели,

дети

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин народных промыслов», «В гостях у Маши». «Художественная мастерская»,

«Ярмарка».

Ноябрь - март Воспитатели

дети

Беседы: Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей, «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров», Беседы: «Откуда пришла хохлома», «Хохломские узоры», «Народные мастера», «Чудо гжель», «Голубые цветы гжели».

Ноябрь - март Воспитатели,

дети

Театрализация по сказкам:

Февраль- март Дети,

воспитатели

Консультации:

«Патриотическое воспитание в семье и в детском саду»;

- «Значение прикладного искусства в развитии ребенка».

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

Воспитатели,

родители

дети

III этап Заключительный

Мероприятия Сроки Участники

Папки по народным промыслам : «Хохлома»,»Гжель»;

Выставка «Хохломские чудеса», «Голубые цветы гжели».

Создание мини- музея «Народные умельцы»;

Изготовление книжки- малышки «Золотая хохлома»; «Гжель». проведение развлечения

«Веселая ярмарка».

май Воспитатели, родители, дети

Предполагаемые образовательные результаты:

Дети:

• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;

• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;

• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;

Родители:

• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

• активная помощь в оформлении выставки «Народные умельцы» (совместная работа детей с родителями);

Результат проекта : Для выявления результативности проекта нами был проведен блиц опрос воспитанников, позволяющий выявить сформированность знаний о народных промыслах России. Блиц опрос был проведен на подготовительном и на заключительном этапе проекта.

Литература:

1. Жигалова С. «Роспись хохломы».-М. : Детская литература. 1991г. ;

2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. :

3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». М. : 2003г;

4. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. Мозайка. Синтез. 2005г. ;

5. Грибовская А,А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»М., 2010г;

6. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем».- М. ,2001г;

7. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3-е изд. - М. Мозаика- Синтез. 2013;

8.«Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова – изд Скрипторий М: 2007г.

9. Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

11. Скоролупова О. А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

12. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

13. Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.

14. Детские народные подвижные игры. – М. : Просвещение, Владос, 1997.

Интернетресурс

www.maam.ru/obrazovanie/narodnye-promysly

nsportal.ru/. /Народные_ промыслы--промыслы-хохлома-гжель-городец-дымка-.

vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/chudo-mastera.html

narpromysel.ru/page/page8.html

ped-kopilka.ru › Блоги › Блог Яковлевой Ольги

Электронные адреса ДОУ № 482 482raduga@mail.ru

Emailds_482_nsk@nios.ru

Мой электронный адрес veronika.pavlova.1973@mail.ru

Приложение 1

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание»

1. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном общесве тема ознакомления с родословной семьи?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города?

Если нет, то почему?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Анкета для родителей

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

1. Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?

2. Какие виды народного искусства Вы знаете?

3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

4. Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т. д. ?

6. Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?

7. Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

8. Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

9. Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

Анкета для родителей

«Основы русской народной культуры»

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа :

а) как жили наши предки?

б)какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

3. Какие русские праздники Вы знаете?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Какие народные игры Вам известны?

6. Нужно ли рассказывать об основах русской народной культуры в детском саду?

Публикации по теме:

«Чудо-чудное, диво-дивное». Мастер-класс (Художественно-эстетическое развитие)«Чудо-чудное, диво-дивное». Мастер-класс (Художественно-эстетическое развитие) " Пятнистая спинка, На головке усики, Повисла на травинке, Как на нитке бусинка. " Дулепина Ю. Накануне Международного женского дня,.

«Диво дивное» Поэтический утренник к 80-летию со дня рождения Н. Рубцова«Диво дивное» Поэтический утренник к 80-летию со дня рождения Н. Рубцова Воспитатель: Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог. Там в избе деревянной, Без претензий.

Конспект занятия «Чудо чудное, диво дивное — народные игрушки: альчики, свистульки»Конспект занятия «Чудо чудное, диво дивное — народные игрушки: альчики, свистульки» Конспект занятия «Чудо - чудное, диво дивное (народные игрушки- альчики, свистульки) Надежда Будаева Конспект занятия «Чудо - чудное,.

«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России»«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России» Вербицкая Валентина. Расположение: стена игровой комнаты от окна. Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие.

НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Ярмарка» в рамках проекта «Народные промыслы»НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Ярмарка» в рамках проекта «Народные промыслы» Задачи: образовательных областей Познание - Упражнять в составлении числа десять из двух меньших, закреплять знания о монетах, упражнять.

Проект по ознакомлению с народными промыслами «Чудо-чудное, диво-дивное» в подготовительной группе Название проекта: «Чудо – чудное, диво – дивное» Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Бесхлебнова Людмила Ивановна.

Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 1 Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России».[/b] «Народ, который не.

Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 2. Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 2.[/b]Деревянный.

Родительское собрание «Диво дивное, чудо чудное» Цель: Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду. Культуру России невозможно представить себе без народного.

Создание мини-музея «Чудо-чудное, диво дивное» в подготовительной группе детского садаСоздание мини-музея «Чудо-чудное, диво дивное» в подготовительной группе детского сада Инна Александровна Кравцова, воспитатель 1 квалификационной категории, МКДОУ № 21 «Родничок», г. Новосибирск Создание мини-музея «Чудо-чудное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чудо-чудное! Диво-дивное!» (народные промыслы России)
Опубликовано: 29 июня 2016 в 19:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД