Получи документы

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки

ОльгаГапошина
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки

Слайд 2: Эпиграфом к презентации опыта работы я взяла слова Д. Б. Кабалевского

«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»

Слайд 3: Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства - вот основная задача музыкального руководителя детского сада в музыкальном образовании дошкольников. И основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах творческой деятельности – вокале, хореографии, музицировании, художественном творчестве.

Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки» размещена в разделах

Слайд 4: Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать разные виды искусства. В ряде исследовательских работ последних лет (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, P.M.Чумичева, Л. Н. Школяр и др.) показана возможность развития музыкальности, эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания классической музыки разных эпох и стилей. Это один из наиболее развивающих, и в то же время, сложных для детей видов музыкальной деятельности. Но именно в нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Слайд 5: Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А ведь дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости, поскольку, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку. Всё это даёт мне основание для более глубокого изучения данной проблемы, поэтому тему моей работы «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки» считаю актуальной.

Слайд 6: Я определила Цель работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости как основы творческих способностей и воспитания духовно-нравственного начала у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки». Для достижения цели мною были выделены следующие задачи:

- развивать способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

- знакомить детей с музыкальными произведениями, первоначальными сведениями о музыке;

- обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщать их к истокам мировой и русской народной культуры.

- формировать музыкальный и эстетический вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;

- активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки.

Слайд 7: Мною был подобран вспомогательный материал – методическая литература – содержание которого направлено на познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие, формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников :

Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у старших дошкольников /авт. Серебрякова М. В. /

Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников / авт. -сост. Н. Г. Кшенникова/

Музыка в детском саду; планирование, тематические и комплексные занятия:

/ сост. : Н. Г. Барсукова/

Доступность в подаче материала, системная последовательность от простого к сложному, повторение пройденного материала помогает мне в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей.

Слайд 8: Для успешной реализации задач я составила перспективно-тематическое планирование для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, подобрала наглядный материал для усиления слухового восприятия, классифицировала музыкально - дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников для того, чтобы вести планомерную поэтапную работу над развитием у ребенка музыкального слуха, чувства ритма, певческих и танцевальных навыков, эмоционального отклика на музыкальное произведение.

В ходе моей практической деятельности с детьми, я отметила, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыкальных занятиях наиболее успешно осуществляется в результате применения эффективных методов и приемов таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Слайд 9: Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Например: «Настроение музыки»

Задача: определить характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточки «Ромашки настроений» (ромашка «радуется», ромашка «задумчивая», ромашка «грустная»)

Музыкальный репертуар. Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. И. Чайковский «Болезнь куклы».

Ход игры: дети слушают музыкальные пьесы-картинки и с помощью карточек определяют ее характер

Или: «Цветные приветики» :

Задачи: научить детей передавать свои эмоции, настроение с помощью цвета.

Оборудование: Разноцветные карточки.

Ход игры: дети выбирают тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами «поздороваться», цвет, который сейчас выражает их настроение, а затем пробуют тембром голоса показать настроение и поздороваться цветным «приветиком».

Слайд 10: Чтобы дети могли соотнести ритм музыкального произведения с определенными эмоциями, я использую двигательную импровизацию под музыку.

Цель: Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование: Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, цветные листья.

Музыкальный репертуар : В. А. Моцарт, «Рондо Венециано».

Методические приемы: Детям предлагается представить себя листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке.

Слайд 11: Определить, какой музыкальный инструмент ярче передает характер музыки помогает Оркестровка

Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки и оркестровать музыкальное произведение.

Слайды 12, 13: Образовательный процесс невозможен без творческого вдохновения. Пережить разнообразную гамму настроений, испытать новые яркие чувства детям помогают праздники и развлечения в детском саду. Они являются формой воспитания детей и несут как эмоциональную, так и моральную нагрузку. На праздниках дети раскрываются с неожиданной стороны, живо откликаются на праздничную обстановку – на оформление музыкального зала, на гостей, на свой нарядный вид. С помощью праздников и развлечений я стараюсь формировать у детей эстетический вкус.

Слайд 14: Очень часто родители воспитанников на таких праздничных мероприятиях становятся не просто зрителями, но и участниками. Для мам и пап организовываю различные конкурсы, игры. Все это дарит радость и детям, и взрослым, сближает их, помогает проводить вместе больше времени.

Слайд 15: Работа с родителями дошкольников – очень важный аспект в деятельности педагогов. Я использую разные формы, такие как:

НОД (открытые музыкальные занятия)

Цель: повышение родительской компетентности в музыкальной области;

- мастер-классы, занятия-практикумы

Цель: знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).

- совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации

Цель: формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми

- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Цель: музыкальное просвещение родителей по темам:

«Музыкальное воспитание в семье», «Как слушать музыку с ребёнком»,

- проектная деятельность

Цель: взаимодействие ДОУ и семьи в процессе организации музыкально-литературных проектов».

Слайд 16: О проектной деятельности я хотела бы рассказать подробнее. Долгосрочный проект «Свеча надежды», над которым я работаю, направлен на возрождение (воспитание) духовно-нравственного начала у молодого поколения родителей через творчество и приобщение к ценностям культуры, а значит и их подрастающих малышей. Предполагает концертно-просветительскую деятельность педагогов, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкально-литературной культуры публики. В основе проекта встречи педагогов с родителями в литературно-музыкальных гостиных, посвященных творчеству писателей, музыкантов, которые прославили Россию на века. И первая встреча с родителями воспитанников в музыкально-литературной гостиной «Великий мастер языка и слова» была посвящена творчеству И. С. Тургенева.

Слайды 17, 18.

Следующая встреча с родителями состоялась в музыкально-литературной гостиной «И жизнь, и слезы, и любовь…» и была посвящена творчеству А. С. Пушкина.

Слайд 19: Проект «Свеча надежды» был представлен на ГМО для заведующих ДОУ и старших воспитателей, на педагогических чтениях, на ГМО музыкальных руководителей, где я выступила с презентацией «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе организации музыкально-литературных проектов».

Слайд 20: В настоящее время потребность в информации и просвещении достигла невиданных размеров. В связи с этим, культурно-просветительская деятельность занимает ведущее место в жизни современного общества. Следуя этим тенденциям, через разные формы работы с детьми, с родителями стараюсь пропагандировать лучшие образцы нашего культурного наследия. И родители наших воспитанников обязательно придут к пониманию того, что все мы – часть этой великой культуры, и они смогут эмоционально насытить и показать ребенку всю Красоту мира и сформировать надежную нравственную позицию.

Тема моего опыта работы очень важна, поэтому я буду продолжать работать над ней, открывать перед родителями и детьми новые страницы проекта «Свеча надежды», который помогает использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, формы подачи музыкального материала, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Слайд 21: Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_gjv2b.pptx | 13800,59 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки
Опубликовано: 22 марта 2021 в 21:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД