Приёмы логопедического массажа

Оксана Шишкина
Приёмы логопедического массажа

Все мы знаем о пользе логопедического массажа. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Он нормализует мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, активизирует или включает в процесс артикулирования новые группы мышц, уменьшает гиперсаливацию (слюнотечение, облегчает постановку звуков.

Логопедический массаж показан лицам со следующими речевыми нарушениями: дизартрия (в том числе её стертая форма, ринолалия, нарушения голоса и заикание. К сожалению, сейчас не все специалисты и тем более родители владеют техникой логопедического массажа. В своей статье я хотела бы рассмотреть некоторые массажные приемы (в том числе и нетрадиционные). Данные приемы не требуют специальной подготовки, поэтому их могут применять в своей практике, как специалисты, так и родители.

Противопоказаниями для проведения массажа являются:

1. Любое соматическое и инфекционное заболевание в остром периоде.

2. Гнойничковые и грибковые заболевания кожи.

3. Гематомы на массируемом участке.

4. Инфекции полости рта.

5. Активная форма туберкулёза.

6. Наличие увеличенных лимфатических желез.

7. Болезни крови и капилляров в т. ч. резкая пульсация сонных артерий, тромбоз сосудов.

8. Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе.

9. Онкология.

10. Инфекционные раны.

11. Фурункулёз.

12. Гиперчувствительность.

13. Эпилепсия.

14. Если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Основное положение тела при логопедическом массаже: ребенок полусидит в кресле с высоким подголовником.

Расслабляющий массаж:

Делается в медленном темпе, количество повторений варьируется, от 5 – 7 на первых 3х сеансах, до 15 – 25 на последующих.

Массаж мимической мускулатуры:

1. Начинаем с лёгких поглаживаний от середины лба к вискам;

2. Легкие поглаживания от надбровных дуг к волосистой части головы;

3. Пальцевой душ лба;

4. Поглаживания по щекам, от ушных раковин к губам;

5. Поглаживание по щекам, от переносицы к ушным раковинам;

6. Поглаживание носогубных складок от носа к щекам (поперечно);

7. Пальцевой душ щек;

8. Поглаживание носогубных складок сверху вниз к губам;

9. Поглаживание верхней губы от середины к углам рта;

10. Поглаживание нижней губы от середины к углам рта;

11. Подушечками средних пальцев поочередно правой и левой рукой от козелка ушной раковины, по щеке вокруг губ, до противоположного угла рта. От козелка – до угла рта пальцы вместе, затем два пальца над верхней губой, третий под нижней и потом они сходятся у угла рта.

12. Поглаживание подбородка, от середины к ушным раковинам.

13. Пальцевой душ лба.

Массаж языка:

Для массажа языка нам потребуется зубная щетка средней жёсткости.

1. Поглаживание от кончика языка к корню с одной и с другой стороны;

2. Поглаживание от середины языка к бокам;

3. Поглаживание боковых краев языка от кончика к корню.

Активизирующий массаж:

Делается в среднем или быстром темпе, количество повторений варьируется, от 5 – 7 на первых 3х сеансах, до 15 – 25 на последующих.

Массаж мимической мускулатуры:

1. Начинаем с поглаживания, затем растирание, то есть полукружные или спиралевидные движения от средней линии лба к вискам;

2. Прерывистая вибрация от середины лба к вискам;

3. Пальцевой душ от середины лба к вискам;

4. Легкое разминание щек подушечками пальцев круговыми движениями по всей поверхности щеки;

5. Легкое пощипывание по всей поверхности щеки;

6. Легкое похлопывание щек;

7. Растирание верхней губы от середины, к углам рта;

8. Растирание нижней губы от середины, к углам рта;

9. Постукивание губ пальцами.

Массаж языка:

Для активизирующего массажа языка лучше взять зубную щетку с жесткой щетиной, движения ведутся от корня языка к кончику.

1. Поглаживание с одной и с другой стороны;

2. Легкое надавливание с одной и с другой стороны;

3. Легкое надавливание от середины языка к боковым краям;

4. Надавливание на боковые края языка.

Публикации по теме:

Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных.

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии эмоциональной сферы детей Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Поэтому в свою работу мы включаем.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Приёмы логопедического массажа
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 18:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...
Мини-коллекция феечек.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Коллекционирование в детском саду – это способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует...