МААМ-картинки

Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)

Анна Затомская
Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)

Овчинникова Е. В., учитель-логопед;

Затомская А. Б., учитель-логопед

НДОУ «Детский сад №196 ОАО «РЖД», г. Красноярск.

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах

Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида, которое предназначено для детей с перинатальным поражением центральной нервной системы и специализируется на коррекционной работе с детьми с ОВЗ : дети со сложными дефектами развития, с сочетанной патологией, инвалиды, с задержкой психического развития, умственной отсталостью легкой степени и дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Согласно коллегиальным заключениям ПМПК, кроме ОНР, у 30 % детей отмечается уровень познавательной деятельности, недостаточный для данного возраста. ОНР у значительной части детей сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Указанные особенности в развитии таких детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной коррекционной работы. Поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты :

1. Для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР активно используется компьютерная программа «Комфорт-ЛОГО», основанная на принципе биологической обратной связи. Это своеобразный компьютерный тренажёр, который обеспечивает: обучение речевому, диафрагмальному дыханию, как методу саморегуляции и способу коррекции эмоциональных и функциональных состояний; уменьшение усталости и оптимизации темпа речи за счёт направленного снижения тонуса соответствующих групп мышц; отработку звукопроизношения при оптимизации дыхательной функции, плавности речи, её слитности, коррекцию темпо – ритмической стороны речи; эффективную коррекцию расстройств в психоэмоциональной сфере, обусловленных различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями; обучение психоэмоциональному расслаблению.

Обучение проводится в ходе практических тренинговых занятий-сеансов и придерживается следующих принципов: фазы работы обязательно сменяются фазами отдыха, общая продолжительность сеанса не превышает возрастных норм длительности работы за компьютером, учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей, при переходе от одного вида тренинга к другому соблюдается принцип «от простого к сложному».

В целом, использование системы «Комфорт ЛОГО» позволяет обучить детей навыкам поддержания физического и психического здоровья, снизить стрессовые воздействия при интенсивных интеллектуальных нагрузках, отработать правильное звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции, сохранить потенциал развития личности ребенка.

2. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику рук. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движение кисти руки, двигательные упражнения соединяются с рифмованными стихотворениями, например : «Кошка»

На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка

( движения или статическая поза рук: соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Движения или статическая поза губ и языка: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.)

Кошка глазки закрывает, Кошка спинку выгибает.

( движения или статическая поза рук: соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. Движения или статическая поза губ и языка: выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы).

Используя в своей работе данную технологию, мы пришли к выводу, что она значительно улучшает моторные возможности ребенка, оптимизирует психологическую базу речи, позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

3. Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. В своей работе применяем такие упражнения, как: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка». Например :

«Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка, и в траве нашел колечко.

А колечко непростое — блестит, словно золотое.

Широко используя в своей практике приемы кинезиологии, мы заметили, что у детей-логопатов значительно улучшилась зрительно-моторная координация, улучшились память, внимание, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, ушло излишнее напряжение.

4. Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышщ и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж] :

Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого

С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?

Су-джок терапия проводится поэтапно.

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

5. Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекционного воздействия на обучение детей с речевой патологией. Логоритмика используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими; способствует развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи. Логопеды в своей работе используют либо отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.

Отдельные упражнения и игры: «Куда?» (работа над интонацией).

Куда? (резко вверх) Остановитесь! (Стоп! – закрутка).

Куда? Куда? Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе).

Не смейте убегать! (естественное движение).

«Говорим вместе» (работа над темпом речи)

По лестнице вверх тихо иду.

С лестницы вниз быстро бегу.

(Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг).

Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., 2010.

2. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк // НПФ «АМАЛТЕЯ» СПб., 2012.

3. Сысуева О. И. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей / О. И. Сысуева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №1. – С. 65-68.

4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. №1. С. 36-38.

5. Крупенчук О. И. Интерактивная артикуляционная гимнастика/ О. И. Крупенчук // Издательский дом ЛИТЕРА. - 2014.

6. Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова-М:2009. (библиотека журнала «Логопед».вып. 6)

7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Публикации по теме:

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)
Опубликовано: 10 марта 2015 в 19:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД