Получи документы

Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 2

Наталья Лаврова
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 2

1.2. Направления деятельности специалистов детских домов

Основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, определены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.

Публикация «Методические рекомендации „Социализация в условиях детского дома“, Часть 2» размещена в разделах

Социальное направление проистекает из социального статуса ребенка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребенка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог детского дома, приюта и т. д. определяет социальный статус ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребенок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребенка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Беседу начинать с разговора на нейтральные темы, затем выясняется отношения ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Следующими важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т. д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в детском доме или приюте. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предлагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правилами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков. Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.). В период интенсивной подготовки к выпуску целесообразно проводить специально организованные занятия по пособию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подобран материал, содержащий практические советы, извлечения из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника, социальное направление деятельности детских домов предусматривает также связь с выпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения поститернатной адаптации.

Педагогическое направление деятельности детских домов и других подобных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников.

Функции воспитателя заключается в том, чтобы:

- закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания;

- расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики;

- закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- привить культуру умственной работы в коллективе, т. е. соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовой порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами;

- помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами;

- научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку;

- научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку);

- научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала;

- привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единство педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д., совместно разрабатывают индивидуальные планы для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, оказывая помощь и воспитателями, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.

Обучение воспитанников детских домов совместно с детьми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. Наибольшую трудность для воспитателей представляет определение мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции.

Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, учителей, психолога и социального педагога дают возможность, определить пути педагогического воздействия, как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника – обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.

Социально-психологическое направление в работе детских домов, приютов, школ-интернатов и т. д. вызвано тем, что, дети имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относятся :

-психологическая диагностика, включающая углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме и подобных учреждениях, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников;

- психологическая профилактика, направленная на предупреждение проявлений дезадаптации воспитанников, разработку конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности;

- психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

- консультативная деятельность, направленная на оказание помощи детям, педагогическим работникам посредством психологического консультирования.

Медико-социальное направление деятельности детских домов обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них.

Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности является:

- диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка;

- оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме, приюте или другом учреждении;

- проведение углубленных медицинских осмотров;

- организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы;

- осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров);

- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания.

Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме : соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающее в детский дом, приют, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере деятельности педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.

Коррекционно-развивающее направление деятельности детских домов взаимосвязано со всеми описанными ранее направлениями. Это направление деятельности предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей коррекцию проблем воспитания. При поступлении ребенок диагностируется всеми специалистами детского дома, приюта, школы-интерната: педиатром, психологом, логопедом, воспитателем, социальным педагогом. При необходимости ребенок направляется на обследование к невропатологу, психиатру или другому специалисту. Многие хронические заболевания и другая патология выявляются впервые в процессе расширенного обследования. В ходе диагностирования производится оценка физического и психологического здоровья, уровня интеллектуального развития.

Вся коррекционно-развивающая работа строится в двух основных направлениях: организация жизни в детском учреждении и специальные мероприятия, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Компенсировать то, чего лишен ребенок без семьи, полностью нельзя, но можно создать развивающую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически наиболее верные условия для взаимодействия ребенка с взрослыми и психологического его сопровождения. Созданию развивающей среды способствует наличие у ребенка любимого уголка, любимого предмета (игрушка, книга, другой предмет, которым распоряжается только он. Самые доверительные беседы ведутся на основе принципа «глаза в глаза». В каждой группе – семье создается свой интерьер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наличие развивающей предметно-игровой среды в условиях детского дома или подобного учреждения способствует общению с ребенком через игровые предметы – посредники и является основой для профилактики его психического здоровья.

Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми определены следующие показатели развития воспитанников: физическое здоровья; психическое здоровье; невротические проявления; социальная дезадаптация; школьная дезадаптация; развитие речи.

Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома или подобного учреждения является опекуном (попечителем) воспитанников и представляет интересы ребенка в правозащитных и административных органах; во-вторых, тем, что детский дом, приют осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в-третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом ими приют на временное проживание, что позволяет сохранять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Существуют следующий порядок передачи ребенка из детского дома или приюта в патронатные семьи:

- Отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям.

- Предварительная подготовка родителей – воспитателей включает принципы патронатного воспитания, взаимодействие членов «команды», особенности поведения и общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию жизни в семье. Она затрагивает проблемы, с которыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем.

- Регулярный тренинг родителей-воспитателей в процессе работы и помощь со стороны психолога, социального педагога, инспектора местного органа опеки и попечительства.

- Составление индивидуального плана развития ребенка на время пребывания в семье. В разработке плана участвуют патронатные родители-воспитатели, администрация детского дома или приюта, психолог, социальный педагог и воспитанник. Индивидуальный план развития включает в себя следующие разделы: здоровье; эмоционально-психологические нужды; поведение; общение; образование; кровная семья; внешкольные занятия; приобретение навыков самостоятельной жизни; рекомендации после выпуска. Каждый воспитанник патронатной семьи знаком со своим планом.

- Наблюдение и контроль за условиями содержания и воспитания детей в семье.

- Консультативная помощь патронатным воспитанникам, индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам, что способствует более пристальному вниманию к детям и аналитическому отношению к ситуациям, требующим осмотрительности в принятии решений и совета психолога со стороны патронатного воспитателя.

- Подведение итогов.

Наблюдение за развитием ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно социальным педагогом детского дома, приюта или уполномоченной службой.

В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных Интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т. е. распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномоченной службой (учреждением, кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» работает по программе «Социальное самоопределение воспитанников в условиях детского дома, подготовка к самостоятельной семейной жизни и придерживается следующих направлений:

- организация и контроль за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков в соответствии с расписанием, требования к дисциплине на уроках и вне школы и т. д.);

- формирование детского коллектива в соответствии со своим педагогическим замыслом;

- формирование общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, подготовка к будущей профессиональной деятельности;

- воспитание у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений;

- пропаганда ЗОЖ, защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

1.3. Региональный аспект жизнеустройства детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей

В нашей области органы опеки и попечительства ежегодно выявляют более трех тысяч детей - социальных сирот. Это цифра, к сожалению, постоянно растет. Наиболее желательной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является взятие их под опеку (попечительство) или усыновление. Однако значительная часть детей – сирот определяют в детский дом, школы-интернаты, специальные (коррекционные) учреждения.

Существует различные варианты решения этой проблемы, но нам бы хотелось проанализировать один из них: социальный проект «Мама, найди меня!», разработанный департаментом образования Кемеровской области. Главной целью проекта является подбор семьи каждому нуждающемуся в ней ребенку. Ожидаемым результатом проекта является сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

По результатам социологического исследования можно сделать следующий вывод: общественное мнение Кузбасса вполне подготовлено к восприятию идеи активного усыновления детей – сирот, и при реализации проекта вполне можно опираться на поддержку населения.

В январе 2001 года началась работа по реализации проекта, которая велась по нескольким направлениям:

1. Организационные мероприятия, к которым можно отнести совещания, проводившиеся на различных уровнях, разработка законодательной базы по вопросам, связанным с опекой, проведение семинаров, «круглых столов», в том, числе – с участием общественных организаций, где обсуждались актуальные вопросы реализации проекта.

2. Информационная работа с населением, которая реализовывалась через статьи в печати, информацию на телевидении и радио, изготовление листовок, работу передвижных выставок, рассказывающих о воспитанниках детских домов, стенды с фотографиями детей, информационные щиты и плакаты.

3. Организация консультативной работы по вопросам семейных форм жизнеустройства детей, которая проводилась через средства массовой информации, по телефону, в том числе на прямых линиях, организованных в различных городах области, работу телефонов доверия, во время личных приемов граждан,

4. Массовая работа, т. е. городские и районные мероприятия в рамках проекта, праздники, фестивали творчества, концерты, вечера встречи. Большое внимание уделялось организации мероприятий, посвященных многодетным матерям, а также людям, которые взяли детей-сирот под опеку. Для них проводились собрания опекунов, праздники, выставки творческих работ их воспитанников, дни опекуна.

Необходимо подчеркнуть положительный эффект реализации проекта - улучшение материального положения воспитанников интернатных учреждений, т. к. активизировались шефские связи, да и многие люди стремятся помочь: создаются попечительские советы, благотворительные фонды.

Сегодня уже можно говорить о конкретных положительных результатах: 811 детей предано под опеку, 132 ребенка усыновлены. Созданы и создаются приемные семьи, 140 детей возвращены родителям.

Реализация проекта продолжается, опека и попечительство остаются приоритетными и наиболее распространенными формами устройства детей в семьи. На наш взгляд, положительные результаты проводимой акции, в первую очередь, связаны с организацией комплексного подхода к ее реализации, продуманностью как рекламной, так и просветительской деятельности по реализации проекта.

МКОУ «Верх-Чебулинский районный детский дом» ежегодно участвует в акции «Теплый дом». В течение года все воспитанники проводят каникулы, праздники в семьях у населения района, в семья родственников, а также в семьях сотрудников детского дома. Они помогают морально, материально, приглашают в поездки на отдых, готовят подарки.

Публикации по теме:

Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй «Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй» Бабаева В. Ю. ,воспитатель детского сада. НУУЦ «Erfolq» г. Караганда.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.

Методические рекомендации по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Методические рекомендации «Сохранение.

Методические рекомендации «Скоро в школу» Методические рекомендации для родителей на тему «Скоро в школу» Если ваш ребенок умеет читать и писать, это не показатель того что он готов.

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в условиях ДОО СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОО Милевская Н. В. воспитатель высшей категории stepan_milevskiy@mail.ru.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома КГУ «Пионерский детский дом» Истианиди Лидия Викторовна Воспитатель СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ.

Статья «Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО» 1. Вся предметно - развивающая среда в группах должна быть представлена в виде развивающих полочек - «миров». Этот элемент среды является.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Социализация в условиях детского дома». Часть 2
Опубликовано: 18 августа 2017 в 05:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД