МААМ-картинки

Проект «Формирование значимых социально-личностных качеств у старших дошкольников на основе творчества П. П. Бажова»

Елена Данилова
Проект «Формирование значимых социально-личностных качеств у старших дошкольников на основе творчества П. П. Бажова»

Методические рекомендации по внедрению проекта

Введение

Настоящие методические рекомендации по внедрению проекта разработаны на основе личного опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством П. П. Бажова и адаптированы к условиям и возможностям Полевского городского округа (Свердловская область).

Публикация «Проект „Формирование значимых социально-личностных качеств у старших дошкольников на основе творчества П, П, Бажова“» размещена в разделах

Сказы Бажова - благодатный материал для приобщения детей к культуре и истории родного края и родного города, для формирования значимых социально-личностных качеств у детей, в том числе активной жизненной позиции и патриотических чувств.

В настоящем пособии представлены план мероприятий со старшими до-школьниками, последовательность и технология ознакомления со сказами, даны методические рекомендации по использованию некоторых методов и приёмов в работе с детьми, сформирована подборка аудиозаписей сказов, иллюстраций, фотографий и других материалов, необходимых для работы в данном направлении.

Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных организаций, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей, а также родителям и всем, кто интересуется историей Полевского и творчеством П. П. Бажова. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с концепцией образовательной программы Толстиковой О. В., Савельевой О. В. «Мы живём на Урале», поэтому могут быть использованы при её реализации.

Цель:

Формировать значимые социально-личностные качества у старших до-школьников на основе творчества П. П. Бажова.

Задачи:

1. Познакомить детей с великим уральским писателем П. П. Бажовым и его творчеством. Формировать представление о жанре сказа, развивать умение воспринимать и понимать сложный художественный текст. Познакомить детей с уральским говором, историзмами, архаизмами.

2. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, трудолюбию, щедрости.

3. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к родной уральской земле.

4. Создать условия для отображения детьми своих чувств, представлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности.

План мероприятий

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

1. сентябрь. «Знаменитый уральский писатель П. П. Бажов и удивительный мир его сказов». Формирование у детей мотивации на ознаком-ление с писателем П. П. Бажовым и его творчеством.

2. сентябрь «Бажов и Полевской». Посещение горы Думной. Автобусная экскурсия по улице Бажова с остановкой у памятника Бажову. Посещение Полевского исторического музея с экспозицией, посвящённой П. П. Бажову и его творчеству. Предварительная беседа, включающая биографические данные о детстве Бажова, о Василии Хмелинине (дедушке Слышко, показ соответствующих фотографий (в том числе фото Думной горы 100 лет назад - какой её видел Паша Бажов. Приём «Бажовских сказов дивные места»: в течение всего периода знакомства с творчеством Бажова к специальной географической карте Полевского городского округа (далее - карта) прикрепляем маленькие картинки-эмблемки достопримечательностей и сказов. Сегодня прикрепляем картинки Думной горы, Полевского исторического музея, памятника П. П. Бажову.

3. октябрь. «Огневушка-Поскакушка». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Даю сведения о золоте как драгоценном металле. На карте отмечаем село Полдневая - место действия сказа.

4. ноябрь. «Голубая змейка».Знакомство со сказом, нравственная беседа. Место действия сказа - Полевской завод (отмечаем на карте).

5. декабрь. «Серебряное копытце». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Отмечаем на карте место действия сказа - село Полдневая. Начинаю знакомить с уральскими минералами, которые летят из-под копытца волшебного козлика (хризолит, бирюза, аквамарин, аметист).

6. декабрь. «Герои сказов Бажова на нашем участке».Снежные постройки на зимнем участке (совместно с родителями).

7. январь. «Медной горы Хозяйка». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Отмечаем на карте место встречи Степана и Хозяйки Медной горы - Красногорский рудник - в 1,5-2 км от северной окраины Северского, между новым кладбищем и коллективным садом «Малахит».

8. январь. «Идём в театр!». Просмотр театрализо-ванной постановки по сказам Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер», подготовленной музыкальным руководителем детского сада. Предварительная беседа о предстоящих к просмотру сказах, рассматриваем книги с этими сказами. Показываю несколько вариантов одного из известных и красивейших камней Урала - малахита и поделки из этого камня.

Просмотр постановки, обсуждение, нравственная беседа.

Рассматриваем герб и флаг Полевского, символы, изображённые на них, рассказываю об их значении.

Творческая деятельность детей: имитация малахита с помощью красок и гофрированного картона (аппликация «Каменный цветок»).

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)

9. июнь. Участие в городском фестивале бега «Сказы Бажова». Акцентирую внимание, что значимые для города ежегодные соревнования, в которых участвуют сильнейшие бегуны Полевского, не случайно называются «Сказы Бажова». Обращаю внимание на эмблему фестиваля - дети узнают Серебряное копытце. Дети моей подготовительной группы - участники карнавального забега - в костюмах героев сказов Бажова (кошка Мурёнка, козлик Серебряное копытце, Огневушка-Поскакушка, Дарёнка, Ланко и Лейко Шапочка).

10. июль. «Трудом славен человек». Посещение музейного комплекса «Северская домна». Осмотр выставочной экспозиции минералов и металлов, макета Думной горы и других экспонатов. Знакомство с материалами об истории завода и нашего города, о трудовой и боевой славе полевчан. Выводы о том, что в нашем городе во все времена жили трудолюбивые люди, мастера своего дела, бесстрашные защитники Родины и о том, что главным богатством земли Уральской являются именно талантливые, работящие, добрые люди.

11. сентябрь. «В гости к Девке - Азовке». Поход на Азов-гору. Знакомство со сказом «Дорогое имечко» (пересказ в доступной для детей интерпретации с иллюстрациями и элементами кукольного театра).

Осмотр горы, услуги профессионального экскурсовода.

Игра-квест «В поисках сокровищ Девки-Азовки». В итоге находят сундучок с сокровищами (сладости и игрушки с предметами и героями из сказов Бажова). Со сладостями устроили чаепитие (брали с собой чай в термосах, а с игрушками провели игру-викторину «Из какого сказа герой или предмет?». Потом эти игрушки использовали для изготовления макетов по сказам.

На следующий день предложила детям сочинить свою сказку про Азов-гору и нарисовать к ней рисунок. Отмечаем на карте Азов-гору у посёлка Зюзельский - место действия сказа «Доро-гое имечко».

12. октябрь. «Таюткино зеркальце». Знакомство со сказом, нравственная беседа.

13. октябрь. «Про Великого Полоза». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Отмечаем на карте село Косой Брод.

14. октябрь. «Золотой Волос». Знакомство со сказом, нравственная беседа.

15. ноябрь. «Малахитовая шкатулка». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Знакомство с коллекцией украшений из уральских самоцветов.

Творческая деятельность детей: поделки «Малахитовая шкатулка» из спичечного коробка; «Бусы из уральских камней» (имитация малахита, яшмы, бирюзы с помощью пла-стилина).

16. январь. Выставка макетов к сказам (совместное детско-родительское творчество). Для макетов использовали те предметы, которые «подарила» детям Девка-Азовка. Выставку посвящаем 135-летию со дня рождения П. Бажова.

17. январь. «Синюшкин колодец». Знакомство со сказом, нравственная беседа. Отмечаем на карте посёлок Зюзельский.

18. февраль. «В гостях у Синюшки». Участие детей в интерактивной игре, организуемой Полевским историческим музеем.

19. февраль. «Сказы Бажова вдохновляют на творчество…».Посещение выставки детских творческих работ «Уральских гор подаренье…» в художе-ственной школе, посвящённой 135-летию со дня рождения П. П. Бажова. Вывод: сказы Бажова знают и любят многие дети Полевского, они пробуждают фантазию, завораживают воображение, вдохновляют на творчество.

20. март. Итоговые мероприятия:

- Выставка детских рисунков «Мой любимый сказ Бажова».

- Совместное с детьми изготовление книжки-игрушки «Наш Бажов» и игровые занятия с ней.

- Развлечение «Путешествие по сказам П. П. Бажова».

- Викторина «Малахитовая шкатулка сказов П. П. Бажова» в форме мультимедийной презентации.

- Просмотр спектакля «Серебряное копытце» по мотивам сказов П. П. Бажова в Екатеринбургском театре кукол (с родителями).

Достигнутые результаты

1. Предметно-развивающая среда группы пополнилась новыми материалами, связанными с творчеством П. П. Бажова, историей Полевского, природными богатствами земли Уральской.

2. Повысился уровень познавательной активности, интереса к родному городу и осведомлённости детей о творчестве П. П. Бажова. (Например, дети осознанно стали воспринимать герб Полевского, узнавать в нём Каменный цветок, Хозяйку Медной горы и понимать, почему именно они являются символами нашего города. Узнают портрет и знают факты биографии П. П. Бажова, ориентируются в сказах, знают их названия и героев. Знают названия и различают по внешнему виду некоторые уральские минералы. Ориентируются по карте в окрестностях Полевского, знают названия мест, связанных с жизнью и творчеством Бажова).

3. Проведённая работа способствовала формированию значимых социально-личностных качеств, в том числе патриотических чувств и активной гражданской позиции у детей и их родителей (в частности, об этом говорит тот факт, что инициатива принять участие в акции «Защитим Бажовские места» поступила от детей) и была поддержана родителями).

4. Повысился уровень творческого воображения детей и обогатился их опыт работы с различными материалами в изобразительной деятельности.

5. Повысилось профессиональное мастерство педагога, представляющего данный опыт работы, в области патриотического воспитания дошкольников. Разработаны настоящие методические рекомендации для коллег и других заинтересованных лиц.

Публикации по теме:

Формирование социально-личностных качеств дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр. Тема доклада: Сюжетно – ролевая игра как один из методов формирования социально – личностных особенностей детей. (На примере сюжетно – ролевой.

Проект «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания»Проект «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания» Актуальность. Проблема формирования социально-личностных качеств у дошкольников через патриотическое воспитание является одной из важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование значимых социально-личностных качеств у старших дошкольников на основе творчества П. П. Бажова»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 22:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД