Получи документы

Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»

ирина Васькина
Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»

Тип проекта : информационно – познавательный.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.

Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.

Публикация «Иинформационно-познавательный проект „Золотая хохлома“» размещена в разделах

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Формы и методы реализации проекта :

• Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду) методический кабинет.

• Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.

• Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)

• Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.

• Беседа с детьми о Хохломском промысле.

• Выставка изделий Хохломских мастеров.

• Дидактическая игра «Народные промыслы».

• Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.

План деятельности по достижению цели:

• Изучить материал по истории хохломского промысла.

• Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.

• Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.

• Оборудовать уголок народного творчества.

Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.

• .

• Консультации для родителей «Хохлома»

Реализация проекта :

Деятельность детей.

1. Разучивание стихов о хохломе : «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома», «У красы точеной».

2. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.

3. Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды

4. Рассматривание хохломских изделий.

5. Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:

1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

2. Оборудовать уголок народного творчества.

3. Совместные выставки работ детей и родителей.

4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц, частушек о хохломе.

5. Рисование по теме «Хохлома, хохлома».

Итоги проекта.

1. Оформление выставки детских работ.

Программное содержание:

• Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Ориентировать детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

• Развивать умение, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

• Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия, аудиозапись русской народной музыки; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

Предварительная работа:

• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

• Чтение.

• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Хохлома», Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

• Загадывание загадок.

• Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи.

Познавательный рассказ воспитателя.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Хохломские краски. Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи. Перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы

У красы точеной сарафан парчовый

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Как же появилось это диво дивное – «Золотая Хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение Комбинированного вида ДОУ № 22 г. Липецка.

ПРОЕКТ «Золотая Хохлома»

Воспитатели: Бочарова И. Ю.

Свиридова Н. В.

Г. ЛИПЕЦК 2015

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» Конспект НОД по О. О. «Художественное творчество» по рисованию по Теме: «Хохлома, хохлома, золотая хохлома!» Цель: Закрепить знания об особенностях.

Информационно-познавательный проект «Космос»Информационно-познавательный проект «Космос» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 10:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД